ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.72.i1.06
Аннотация
В данной статье описывается внутришкольный контроль как часть системы управления образовательным учреждением. Педагогическая деятельность любой школы характеризуется осмыслением накопленного опыта работы, поиском новых идей, достижением высокого уровня педагогического мастерства в организации учебной деятельности, возникновением и распространением в педагогической, родительской, управленческой среде и новое понимание ценностей образования, когда образование становится приоритетом в жизни подрастающего поколения. И в каждой школе одним из реальных рычагов такого развития является аппарат внутришкольного контроля. Внутришкольное наблюдение должно быть мотивированным и стимулирующим, основанным на знании возможностей и интересов всех участников учебного процесса. С одной стороны, его результатом является качественное улучшение отношений внутри определенной группы и между ними, с другой стороны, оно способствует степени профессионального роста и достижений преподавателей и учащихся.
В ходе анализа использовались такие научные методы исследования, как контекстно-объяснительный, сравнительный, концептуальный анализ, описание, включающее наблюдение, сравнение и обобщение. На основе проведенного исследования автор раскрыл значение понятия внутришкольного контроля в сфере образования, выявил типичные характеристики «внутришкольного контроля» в современной отечественной и зарубежной парадигме научного образования, рассмотрел важные особенности внутришкольного контроля в педагогическом аспекте, сформулированы цели и формы внутришкольного контроля как системы управления образовательным учреждением, а также методы, принципы и этапы.
Ключевые слова
Об авторах
З. МадениетоваКазахстан
Зульфия Мадениетова – основной автор, магистрант ІІ курса специальности «Менеджмент в образовании»
г. Атырау
А. Утешкалиева
Казахстан
Айгуль Утешкалиева – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры «Дошкольного и начального образования»
г. Атырау
Список литературы
1. 2023-2024 оқу жылында Қазақстан Республикасының Жалпы орта білім беретін ұйымдарында Оқу процесін ұйымдастырудың ерекшеліктері туралы. Әдістемелік нұсқау хат. Астана. — 2023. [Электрондық ресурс] — URL: https://uba.edu.kz/qaz/metodology/2 (қаралу уақыты 16.10.2023)
2. Портнов М.П. Азбука школьного управления. — 2018. — 191 с.
3. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. — 2018. — 288 с.
4. Конаржевский Ю.А. Менеджемент и внутришкольное управление. — 2018. — 222 с.
5. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. Учебное пособие. — 2018. — 25 с.
6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед.колледжей. — 2018. — 332 с.
7. Курачицки А. Менеджмент в начальном образовании. Учебное пособие. — 2020. — 108 с.
8. Искакова Л.Т., Есімханова Р., Дауылбаева Р. Мектепішілік бақылау: түрлері, формалары, жоспарлары. Әдістемелік құрал. — 2018. — 53 б.
Рецензия
Для цитирования:
Мадениетова З., Утешкалиева А. ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - КАК ЧАСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;72(1):55-65. https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.72.i1.06
For citation:
Madeniyetova Z., Uteshkalieva А. INTRA-SCHOOL CONTROL - AS PART OF THE MANAGEMENT SYSTEM OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;72(1):55-65. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.72.i1.06