Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

Инновационные технологии как фактор формирования профессиональной компетентности педагогов

https://doi.org/10.47649/vau.25.v76.i1.14

Аннотация

Цель статьи является изучение влияния инновационных технологий на развитие профессиональной компетентности педагогов, используя платформу Coursera. В рамках работы проведен комплексный обзор литературы за период с 2021 по 2024 годы, а также анализ данных опроса пользователей платформы. Это позволило выявить ключевые компетенции, развиваемые с использованием цифровых инструментов, включая информационно-коммуникационные, методические, психологические, педагогические и коммуникативные навыки.

Особое внимание уделено роли платформы Coursera в предоставлении возможностей для профессионального роста, особенно в Казахстане. Благодаря государственной программе местные педагоги получили бесплатный доступ к платформе, что значительно расширило их возможности для повышения квалификации. Однако, наряду с преимуществами, исследование выявило и определенные трудности. В числе основных проблем отмечены нехватка времени у педагогов для прохождения курсов и длительные процессы экспертной оценки, что ограничивает оперативное применение полученных знаний на практике.

Результаты исследования подчеркивают важность интеграции информационно-коммуникационных технологий, инструментов искусственного интеллекта и моделей смешанного обучения в подготовку педагогов. Эти подходы способствуют непрерывному профессиональному развитию педагогов и их адаптации к условиям стремительно меняющегося образовательного ландшафта. Модели смешанного обучения, в частности, показаны как эффективный инструмент для улучшения гибкости и актуальности педагогической практики.

Данная статья вносит вклад в понимание того, как инновационные технологии, такие как Coursera, могут трансформировать систему подготовки педагогов. Результаты подчеркивают важность разработки и поддержки образовательных политик, направленных на устранение существующих барьеров и оптимизацию цифровых платформ, что позволит максимально эффективно использовать их потенциал для профессионального развития педагогов.

Об авторах

Ш. Ж. Колумбаева
КазНПУ им. Абая
Казахстан

Колумбаева Шолпан Жаксыбаевна – основной автор, профессор, факультет педагогики.

пр. Достык 13, Алматы



А. К. Садыкова
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
Казахстан

Садыкова Айгуль Кудайбергеновна – PhD, старший преподаватель кафедры иностранных языков.

ул. К. Сатпаева 2, Астана



Б. Б. Атабекова
КазНПУ им. Абая
Казахстан

Атабекова Бактыгуль Ботабековна – ассоциированный профессор.

пр. Достык 13, Алматы



Э. Г. Ештаева
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
Казахстан

Ештаева Эльмира Габбасовна – старший преподаватель кафедры иностранных языков.

ул. К. Сатпаева 2, Астана



Список литературы

1. Gudmundsdottir, G. B., & Hatlevik, O. E. (2020.) Newly qualified teachers’ professional digital competence: Implications for teacher education. European Journal of Teacher Education. - 43(4), P. 494-512

2. König, J., Jäger-Biela, D. J., & Glutsch, N. (2020). Adapting to online teaching during COVID-19 school closure: Teacher education and teacher competence effects among early career teachers in Germany. European Journal of Teacher Education, - №43(4). P. 608-622

3. Tondeur, J., van Braak, J., Ertmer, P. A., & Ottenbreit-Leftwich, A.. (2017) Understanding the relationship between teachers’ pedagogical beliefs and technology use in education: A systematic review of qualitative evidence. Educational Technology Research and Development, - №65(3), P.555-575

4. Nosova, V. I. (2023) Innovative Technologies in Mathematics Lessons. Molodoy Uchenyy. P. 20-27.

5. Wang, Y. A (2023) meta-analysis on the effectiveness of virtual reality in classrooms: Benefits for immersive learning environments. Journal of Educational Technology & Society, №26(2) P.135-149

6. Graham, C. R., Borup, J., Short, C. R., & Archambault, L. (2021) Blended learning environments and their impact on teaching practices: A comprehensive review. Journal of Online Learning Research, №7(1) P.1-22

7. Huang, R., & Spector, J. M. (2022) Artificial Intelligence in Education: Enhancing Teachers' Professional Development. Journal of Learning Analytics. - №10(2), P.100-115.

8. DuFour, R., & Fullan, M. (2022) Professional Learning Communities: Strategies for Continuous Improvement. Educational Leadership. №79(4). P.22-27

9. Eshet, Y. (2022) Digital Literacy: The Cornerstone of Teachers' Professional Competence. Journal of Educational Technology Research and Development. - №70(3). P. 679-693

10. Smith, J. (2021) Advances in Educational Technologies. International Journal of Education. - №15(2). P.123-135

11. Wang, X. (2023) Virtual Reality in Classrooms: A Meta-Analysis. Journal of Educational Technology. №20 (1) P. 55-78.

12. Johnson, L. (2022) Gamification in Education: A Comprehensive Review. Educational Research Review. №33. P.45-67

13. Graham, C. R., Woodfield, W., & Harrison, J. B. (2021) Blended Learning Models and Their Impact on Teachers' Professional Competence. Educational Technology Journal. - №25(3). P.200-220.


Рецензия

Для цитирования:


Колумбаева Ш.Ж., Садыкова А.К., Атабекова Б.Б., Ештаева Э.Г. Инновационные технологии как фактор формирования профессиональной компетентности педагогов. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;76(1):159-169. https://doi.org/10.47649/vau.25.v76.i1.14

For citation:


Kolumbayeva Sh.Zh., Sadykova A.K., Atabekova B.B., Eshtaeva E.G. Innovative technologies as a factor in shaping teachers' professional competence. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;76(1):159-169. https://doi.org/10.47649/vau.25.v76.i1.14

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)