УЧЕТ МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
https://doi.org/10.47649/vau.25.v77.i2.16
Аннотация
Металингвистическое сознание играет ключевую роль в процессе освоения второго иностранного языка полиязычной личностью. Под металингвистическим сознанием понимают способность индивида к интерлингвальным сопоставлениям, находящимся за пределами непосредственного использования языка. Учет исследований металингвистического сознания позволяет глубже понять механизмы, лежащие в обучении второго иностранного языка, тем самым улучшить методику обучения второму иностранному языку.
Целью данной статьи является анализ влияния металингвистического сознания полиязычной личности на процесс освоения второго иностранного языка. В работе рассматриваются когнитивные стратегии, используемые в ходе изучения нового иностранного языка, а также влияние предыдущего языкового опыта индивида на формирование этих стратегий. В частности, исследуется взаимосвязь между уже освоенными языками и эффективностью овладения новым иностранным языком.
Авторы выделяют ключевые компоненты металингвистического сознания: языковая рефлексия, языковая осведомленность, способность к самокоррекции и межъязыковые сопоставления. Рассматриваются также влияние полиязычности на изучение нескольких иностранных языков и влияние культурного контекста на развитие лингвокультурной компетенции.
В статье приводятся данные эмпирических исследований, которые подтверждают гипотезу о том, что полиязычные личности демонстрируют более высокий уровень металингвистического сознания по сравнению с моноязычными, что способствует более эффективному освоению второго иностранного языка.
Выводы работы подчёркивают важность развития металингвистических навыков в образовательном процессе, особенно в контексте полиязычного обучения. Практическое значение исследования заключается в возможности создания более адаптированных методик обучения иностранным языкам, учитывающих полиязычный опыт обучающихся.
Об авторах
Р. С. БисенбиеваКазахстан
Райгуль Бисенбиева – докторант кафедры иностранной филологии, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, Филологический факультет
г. Астана
К. К. Дуйсекова
Казахстан
Куляш Дуйсекова – доктор филологических наук, профессор кафедры иностранной филологии, Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, Филологический факультет
г. Астана
С. З. Исабекова
Казахстан
Сауле Исабекова – кандидат филологических наук, ассоциированный профессор кафедры иностранных языков, Международный университет Астана, Педагогический институт
г. Астана
Список литературы
1. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному: автореф. дис. на соиск. учен. степ.: - Москва, - 2003. - 38 с.
2. Панов А.В. Особенности формирования металингвистического сознания индивида при изучении нескольких иностранных языков // Преподаватель ХХI век. 2019. №2–1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-metalingvisticheskogo-soznaniya-individa-pri-izuchenii-neskolkih-inostrannyh-yazykov (дата обращения 25.09.2024).
3. Фокина А.А. Обучение второму иностранному языку с учетом межъязыкового и межкультурного взаимодействия. Актуальные проблемы гуманитарного образования: материалы IХ Международной научно- практической конференции. – Минск: Белорусский государственный университет. - 2022. - С. 403
4. Привалова И.В. Разнообразие подходов в развитии теоретических основ межкультурного общения. Вестник МГУ. - №3(19). – 2004. –26 с.
5. Белявская Е.Г. Когнитивная лингвистика и преподавание иностранных языков. Вестник МГИМО- Университета. - № 5. - 2013. - С. 76–83
6. Pinto M-A., El Euch S. La conscience métalinguistique: théorie, développement et instruments de mesure // Les Presses de l’Université Laval. [Электронный ресурс] - URL: https://www.pulaval.com/livres/la-conscience-metalinguistique-theorie-developpement-et-instruments-de-mesure (дата обращения: 30.09.2024).
7. Кунанбаева С.С. Теория и практика современного иноязычного образования: учебник. Алматы: Эдельвейс. - 2010. - С. 114-116
8. Кунанбаева С.С. Концептологические основы когнитивной лингвистики в становлении полиязычной личности: учебное пособие. Алматы: Эдельвейс. - 2017. – С. 41-72
9. Duissekova K. Fondements de l’enseignement du français, deuxième langue étrangère au Kazakhstan: manuel pédagogique. Almaty: - 2020. – P. 44-47.
Рецензия
Для цитирования:
Бисенбиева Р.С., Дуйсекова К.К., Исабекова С.З. УЧЕТ МЕТАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;77(2):185-196. https://doi.org/10.47649/vau.25.v77.i2.16
For citation:
Bissenbiyeva R.S., Duisekova K.K., Isabekova S.Z. THE CONSIDERATION OF METALINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF A MULTILINGUAL PERSONALITY IN TEACHING A SECOND FOREIGN LANGUAGE. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;77(2):185-196. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.25.v77.i2.16