ОТ ПСИХОТРАВМЫ К ВНУТРИСЕМЕЙНОМУ НАСИЛИЮ: ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ АГРЕССИИ
https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.15
Аннотация
Целью настоящего исследования является выявление психоэмоциональных и поведенческих детерминант родительской агрессии как формы внутрисемейного насилия. В фокусе анализа — влияние травматического опыта, пережитого в детстве, включая эмоциональное и физическое насилие, а также дефицит эмоциональной безопасности на формирование агрессивных паттернов родительского поведения. В работе проводится обоснование того, что родительская агрессия, наряду с другими формами насилия, может рассматриваться не только как юридически санкционируемое деяние, но и как проявление нарушений поведенческого здоровья. Данная трактовка соответствует современным положениям DSM-5 и МКБ-11, в рамках которых агрессивное поведение, обусловленное аффективной дисрегуляцией и посттравматическими нарушениями, трактуется как часть клинико-поведенческого спектра.
Методологическую основу исследования составил авторский опросник (Childhood Emotional and Physical Experience Assessment Questionnaire and Its Behavioral Outcomes in Parenting), разработанный для оценки связи между детским психотравматическим опытом и стратегиями родительского реагирования. В исследовании приняли участие 398 родителей. Были применены методы корреляционного и регрессионного анализа с использованием программного обеспечения Jamovi.
Результаты показали, что эмоциональная депривация и опыт физического наказания в детстве положительно связаны с толерантностью к агрессии и склонностью к воспроизводству насилия в родительской практике. Выявлены значимые предикторы родительской агрессии, среди которых — высокий уровень травматизации, эмоциональная закрытость и интериоризация агрессивных сценариев воспитания. Представленные данные обладают практической значимостью для разработки программ семейной психопрофилактики и психотерапии.
Об авторах
Н. М. СуюндыковаКазахстан
Нургул Суюндыкова – докторант кафедры общей и прикладной психологии факультета педагогики и психологии; старший преподаватель департамента социальных наук
г. Алматы, 050000
г. Қаскелен, 040900
А. К. Карабаева
Казахстан
Асылзат Кансеиткызы – ассистент-профессор
г. Алматы, 050000
О. Б. Тапалова
Казахстан
Ольга Тапалова – доктор психологических наук, ассоциированный профессор, руководитель образовательной программы «8D03117 – Клиническая и социальная психология»
г. Алматы, 050000
Список литературы
1. Об утверждении Комплексного плана по защите детей от насилия, превенции суицида и обеспечения их прав и благополучия на 2023–2025 годы [Электронный ресурс]. – URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14573778 (дата обращения: 24.03.2025).
2. Портал правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Отчет №1 о зарегистрированных преступлениях за 2023–2024 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://qamqor.gov.kz/crimestat/statistics (дата обращения: 24.03.2025).
3. UNICEF. Knowledge, Attitudes and Practices Survey on Violence Against Children in Families in Kazakhstan. – Astana: UNICEF Kazakhstan, 2023. Available at: – URL: https://www.unicef.org/kazakhstan/media/10841/file/KAP%20survey.pdf. (accessed: 24.03.2025)
4. Substance Abuse and Mental Health Services Administration (SAMHSA). Behavioral Health [Электронный ресурс]. – URL: https://www.samhsa.gov/find-help/disorders (дата обращения: 24.03.2025).
5. Barry C. L., Huskamp H. A., Goldman H. H. A political history of federal mental health and addiction insurance parity // The Milbank Quarterly. – 2013. – Vol. 91, № 3. – P. 604–636.
6. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 5th ed. 7. World Health Organization. International Classification of Diseases 11th Revision (ICD-11) Available at: – URL: https://icd.who.int/ (accessed: 24.03.2025).
7. Meyer C. Culture and Gender in Trauma Research: Applying an Intersectional Perspective in Cultural Clinical Research. Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktorin der Philosophie. – 2024.
8. Grzanka P. R. From Buzzword to Critical Psychology: An Invitation to Take Intersectionality Seriously // Women & Therapy. – 2020. – Vol. 43. – P. 244–261.
9. Heim E., Karatzias T., Maercker A. Cultural concepts of distress and complex PTSD: Future directions for research and treatment // Clinical Psychology Review. – 2022. – Vol. 93. – 102143.
10. Heim E., Knaevelsrud C. Standardised research methods and documentation in cultural adaptation: The need, the potential and future steps // Clinical Psychology in Europe. – 2021. – Vol. 3.
11. Heim E., Kohrt B. A. Cultural Adaptation of Scalable Psychological Interventions: A New Conceptual Framework // Clinical Psychology in Europe. – 2019. – Vol. 1 (4).
12. Heim E., Maercker A., Boer D. Value orientations and mental health: a theoretical review // Transcultural Psychiatry. – 2019. – Vol. 56 (3). – P. 449–470.
13. Екимова В. И., Лучникова Е. П. Комплексная психологическая травма как последствие экстремального стресса // Современная зарубежная психология. – 2020. – № 1 (9). – С. 50–61.
14. Finkelhor D. Childhood victimization: Violence, crime, and abuse in the lives of young people. – New York: Oxford University Press, 2020. – 126 p.
15. Huesmann L. R., et al. Childhood predictors of adult criminality: are all risk factors reflected in childhood aggressiveness? // Criminal Behaviour and Mental Health. – 2002. – Vol. 12 (3). – P. 185–208.
16. Arnsten A. F. Stress signalling pathways that impair prefrontal cortex structure and function // Nature Reviews Neuroscience. – 2009. – Vol. 10 (6). – P. 410–422.
17. Lupien S. J., et al. Cortisol levels during human aging predict hippocampal atrophy and memory deficits // Nature Neuroscience. – 1998. – Vol. 1 (1). – P. 69–73.
18. Lupien S. J., McEwen B. S., Gunnar M. R., Heim C. Effects of stress throughout the lifespan on the brain, behaviour and cognition // Nature Reviews Neuroscience. – 2009. – Vol. 10 (6). – P. 434–445.
19. Jang S. H., Smith C. A. A test of reciprocal causal relationships among parental supervision, affective ties, and delinquency // Journal of Research in Crime and Delinquency. – 1997. – Vol. 34 (3). – P. 307–336.
20. Wang M., Kenny S. J. Longitudinal links between fathers’ and mothers’ harsh verbal discipline and adolescents’ conduct problems and depressive symptoms // Child Development. – 2014. – Vol. 85 (3). – P. 908–923.
21. Isobel S. Trauma-informed care: A radical shift or basic good practice? // Australasian Psychiatry. – 2017. – Vol. 25 (6). – P. 589–591.
22. Frans Ö. Posttraumatic Stress Disorder (PTSD) in the General Population // Comprehensive Summaries of Uppsala Dissertations from the Faculty of Social Sciences. – 2003. – № 129. – 21 p.
23. Brown T. A., Campbell L., Lehman C. L., Grisham J. R., Mancill R. B. Current and lifetime comorbidity of the DSM-IV anxiety and mood disorders in a large clinical sample // Journal of Abnormal Psychology. – 2001. – Vol. 110 (4). – P. 585–599.
24. Breslau N., et al. Trauma and post-traumatic stress disorder in the community: The 1996 Detroit area survey of trauma // Archives of General Psychiatry. – 1998. – Vol. 55. – P. 626–631.
25. Afifi T., Taillieu T., Salmon S., et al. Adverse childhood experiences (ACEs), peer victimization, and substance use among adolescents // Child Abuse & Neglect. – 2020. – Vol. 106. – Article ID 104504.
26. Van de Vijver F., Leung K. Methods and Data Analysis for Cross-Cultural Research. – Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, 1997. – 200 p.
27. Hambleton R. K., Merenda P. F., Spielberger C. D. (eds.) Adapting Educational and Psychological Tests for Cross-Cultural Assessment. – Mahwah, NJ: Psychology Press, 2005. – 390 p.
28. Heine S. J., Norenzayan A. Toward a psychological science for a cultural species // Perspectives on Psychological Science. – 2006. – Vol. 1 (3). – P. 251–269.
29. Cheung F. M., Leung K. Indigenous personality measures: Chinese examples // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 1998. – Vol. 29 (1). – P. 233–248.
30. Cowan S. K., Hout M., Perrett S. Updating a time-series of survey questions: The case of abortion attitudes in the General Social Survey // Sociological Methods & Research. – 2022. – Vol. 53. – P. 193–234.
Рецензия
Для цитирования:
Суюндыкова Н.М., Карабаева А.К., Тапалова О.Б. ОТ ПСИХОТРАВМЫ К ВНУТРИСЕМЕЙНОМУ НАСИЛИЮ: ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ АГРЕССИИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):177-191. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.15
For citation:
Suyundykova N., Karabayeva A., Tapalova O. FROM PSYCHOLOGICAL TRAUMA TO DOMESTIC VIOLENCE: PSYCHOEMOTIONAL AND BEHAVIORAL DETERMINANTS OF PARENTAL AGGRESSION. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):177-191. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.15