Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.22

Аннотация

Научная статья посвящена исследованию значимости эффективного интеграционного обучения в процессе модернизации высшего образования для развития профессионального мастерства и компетенций будущего педагога в области художественного образования в рамках академически установленных сроков обучения. Цель исследования повышение эффективности процесса интеграционного обучения в художественном образовании, определение его содержания и механизмов, а также выявление факторов, препятствующих его реализации. В процессе интеграционного обучения выявляются способности преподавателей к сотрудничеству, умению интегрировать учебные программы, применять эффективные методы в педагогическом процессе, а также устанавливаются основные барьеры в вопросах получения взаимной поддержки со стороны руководства и коллектива при системной организации данного процесса.
Исследование основано на теоретическом анализе, синтезе, дедукции и индукции с использованием научной литературы, диссертаций и статей, отобранных из журналов по ключевым словам, связанным с темой. В рамках педагогического научного эмпирического метода был проведён опрос преподавателей специальности «Художественное образование» по вопросам интеграционного обучения, а также проведён анализ результатов эксперимента. Сравнительный анализ результатов анкетирования и выводов из научных работ показал, что в процессе интеграционного обучения основными проблемами являются: недоверие преподавателей, неполное понимание методов интеграции, неспособность отказаться от традиционного преподавания академических дисциплин, а также общие барьеры в междисциплинарном сотрудничестве и коллективной работе. Статья направлена на определение эффективности процесса интеграционного обучения в художественном образовании и условий, необходимых для его реализации.

Об авторах

У. Т. Карабалин
Южно-Казахстанский педагогический университет имени Узбекали Жанибекова
Казахстан

Уразбай Карабалин - докторант кафедры  «профессиональное обучение и изобразительное искусство»

г. Шымкент



Ж. О. Небесаева
Южно-Казахстанский педагогический университет имени Узбекали Жанибекова
Россия

Жанар Небесаева - доктор философии PhD, и.о. ассоциированного профессора, кафедра профессионального обучения и изобразительного  искусства

г. Шымкент



Список литературы

1. Жампеисова К. К. Жоғары педагогикалық білім берудегі интеграцияның, интеграциялық процестердің әдіснамалық негіздері// Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті «Хабаршы».- 2022.- №3. - Б. 5-12.

2. Mariia Kovalova., The Role of Artistic Practice and Practical Experience in Higher Art Education: Analysis of Methodologies and the Structure of Practical Courses // Journal of Curriculum and Teaching.- Vol. 13, No. 3; Special Issue, 2024.

3. Barritt, L. (2021). (Re)Considering Pedagogy - Entangled Ontology in a Complex Age: Abstraction Pedagogy and the Critical Pedagogical Importance of Art Education for Other Discipline Areas. International Journal of Art & Design Education, 40(4), P. 784-793.

4. Сухарев А. И. Интеграция как средство реализации системы непрерывного художественного образования. Омский государственный педагогический университет «Омский научный вестник»- №3(88)-2010.- С. 247-250.

5. Білім туралы Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 27 шілдедегі, №319-ІІІ Заңы. [Электрондық ресурс] — URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319_ A (қаралу уақыты 01.07.2025).

6. Башкатов И.А. Интеграция специальных дисциплин (рисунка, скульптуры и пластической анатомии) в процессе художественно-педагогического образования: дис.док. пед. наук: 13.03.2018: защищена 20.03.2018: утв. 20.06.2018 /Башкатов Иван Александрович.-Ом., 2018.-390 с. – Библиоогр.: С. 319-347.

7. Roshchin S.P. Аrtistic literacy in the paradigms of teaching fine arts // Humanities & Social Sciences Reviews. -2020.-No 2(8).

8. Баймуратова М.Т. (2014)–Көркем еңбек пен технология пәндерін интеграциялау жолдары. – Алматы: РБК, 120 б.

9. Jacobs, H. (1991). Planning for the curriculum integration. Educational Leadership, 49, 24-29. Retrieved on May 7, 2005, from EBSCO Host. Jacobs, 1991.

10. Suraco T. L. An interdisciplinary approach in the art education curriculum. - 2006. https://scholarworks.gsu.edu/server/api/core/bitstreams/44da2277-2f34-43af-be84-fed9a5a78d55/content.

11. Сарсенбаева А.К. (2019). Пәнаралық байланысты жүзеге асырудағы ұжымдық іс-әрекет мәселелері. // «Педагогика және психология» журналы, №2 (69), Б. 45–50.

12. Кенжебекова Ж.К. (2020). Жоғары білім жүйесінде интеграциялық оқыту модельдерін енгізу тәжірибесі. // «Білім берудегі жаңа технологиялар» ғылыми журналы, №4, Б. 21-27.

13. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы интеграции в образовании (Опыттеоретическойдидактики): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. / Данилюк, А. Я..- Рос-на-Д., 1997.- 232 с.

14. Stoliarchuk, O., Binkivska, K., Khrypko, S., Spudka, I., Chop, V., Chornomordenko, I., & Salo, Н. (2024). Interaction of digital trends and sustainable development: The role of contemporary art. European Journal of Sustainable Development, 13(1), - Р. 278-290.

15. Dobrovolska R. Modern Trends in Teaching Artistic Techniques and Methods: Analysis of Approaches to the Development of Artists // Journal of Curriculum and Teaching.-2024.-№3(13). - Р.79-90.


Рецензия

Для цитирования:


Карабалин У.Т., Небесаева Ж.О. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):255-266. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.22

For citation:


Karabalin U., Nebesaeva Zh. PROBLEMS OF INTEGRATION IN ENHANCING THE PROFESSIONAL QUALIFICATIONS OF AN ART EDUCATION TEACHER IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):255-266. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.22

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)