РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПУСТОТ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА И БИЗНЕСА
https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.30
Аннотация
В данной статье рассматриваются барьеры взаимодействия между университетами и бизнесом, возникающие из-за изменений в их институциональных средах. Особое внимание уделяется институциональным пустотам, последовательному эффективному сотрудничеству, трансферу знаний, коммерциализации научных разработок и развитию инновационной экосистемы, а также проблемам финансирования сотрудничества науки и бизнеса.
Целью статьи является изучение и анализ барьеров, возникающих в процессе взаимодействия университетов и бизнеса, которые обуславливают различия в их институциональных отношениях. Проанализированы ключевые факторы, такие как различия в управленческих подходах, особенности корпоративной культуры, мотивационные рекомендации и стратегические приоритеты. Рассмотрены современные модели взаимодействия университетов и бизнеса, включая механизмы передачи знаний, совместные исследовательские проекты, программы стажировок и способы коммерциализации научных разработок. Определены основные барьеры, препятствующие эффективному сотрудничеству, среди которых отсутствие регулирования, слабая информированность о возможностях партнерства и различия в организационных структурах. Исследование направлено на принятие мер по устранению этих барьеров и создание более эффективного сотрудничества между академическим сообществом и бизнес-средой.
В результате проведенного исследования предложены практические рекомендации по устранению институциональных разрывов, включая совершенствование нормативно-правовой базы, развитие партнерских моделей, стимулирование межсекторного взаимодействия и внедрение цифровых решений. Ожидается, что данные меры позволят повысить эффективность сотрудничества между университетами и бизнесом, способствуя развитию науки, образованию и инновационной экономики.
Ключевые слова
Об авторах
Г. С. ТайкулаковаКазахстан
Гульнура Тайкулакова – кандидат экономических наук, профессор Школы экономики и финансов
050060, г. Алматы
Л. Т. Баядилова
Казахстан
Лаура Баядилова – магистр экономических наук Школы экономики и финансов
050060, г. Алматы
Г. О. Базарханова
Казахстан
Гаухар Базарханова – докторант Школы экономики и финансов
050060, г. Алматы
Список литературы
1. Mair J., Marti I. (2009) Entrepreneurship in and around institutional voids: A case study from Bangladesh. Journal of Business Venturing. Vol. 24, No. 5. P. 419–435.
2. Dekel-Dachs D., Najda-Janoszka M., Stokes P., Simba A., Tarba S. (2021) Searching for a new perspective on institutional voids, networks and the internationalisation of SMEs in emerging economies: a systematic literature review. International Marketing Review. Vol. 38, No. 5. P. 879–899.
3. Meyer K. E., Estrin S., Bhaumik S. K., Peng M. W. (2009) Institutions, resources, and entry strategies in emerging economies. Strategic Management Journal. Vol. 30. P. 61–80.
4. Ingram P., Silverman B. S. (2000) Introduction: The new institutionalism in strategic management. The New Institutionalism in Strategic Management / Ingram P., Silverman B. S. (eds.). Leeds: Emerald Group Publishing Limited. Vol. 19. P. 1–30.
5. Marquis C., Raynard M. (2015) Institutional Strategies in Emerging Markets. The Academy of Management Annals. Vol. 9, No. 1. P. 291–335.
6. Salazar-Cantú J. J., Husted B. W., Gutiérrez-Garza E., Acuña-Askar K. (2011) Microfinanciamiento para la vivienda progresiva en México: evaluación de los efectos sociales de Patrimonio Hoy en Zinacantepec, Estado de México. Economía, sociedad y territorio. Vol. 11, No. 35. P. 225–251.
7. Khanna T., Palepu K. G. (2010) Winning in Emerging Markets: A Road Map for Strategy and Execution. Boston, MA: Harvard Business School Press. 272 p.
8. Craig D., Porter D. (2005) The third way and the third world: poverty reduction and social inclusion strategies in the rise of ‘inclusive’ liberalism. Review of International Political Economy. Vol. 12, No. 2. P. 226–263.
9. Amini Sedeh A., Pezeshkan A., Caiazza R. (2022) Innovative entrepreneurship in emerging and developing economies: the effects of entrepreneurial competencies and institutional voids. Journal of Technology Transfer. Vol. 47. P. 1198–1223.
10. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [Электронный ресурс] - URL: https://stat.gov.kz (дата обращения: 15.04.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Тайкулакова Г.С., Баядилова Л.Т., Базарханова Г.О. РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПУСТОТ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА И БИЗНЕСА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):351-364. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.30
For citation:
Taikulakova G., Bayadilova L., Bazarhanova G. THE ROLE OF INSTITUTIONAL VOIDS IN THE SYSTEM OF UNIVERSITY-BUSINESS INTERACTION. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):351-364. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.30