Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

МИФОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНОНИМОВ В КАЗАХСКОМ ЭТНОГЕНЕЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С. КОНДЫБАЯ)

https://doi.org/10.47649/vau.2021.v63.i4.03

Полный текст:

Аннотация

В статье этнонимы “Алаш”, “Эфталит”, “Алаша”, “Алшын”, и т.п., рассматриваются с новых позиций. Анализируются оригинальные суждения и выводы мангистауского исследователя С. Кондыбая, сделанные на основе лингвистического, этимологического анализов и применения междисциплинарных методов (данных историографии, казахского шежире и мифов) о взаимосвязанности ранних этапов казахской истории с древними цивилизациями евразийского и тюркского миров. С. Кондыбай раскрыл мифологический характер легенд “Алаш” и попытался междисциплинарными методами доказать, что первое имя нашего народа связано с древними эпохами. Используя междисциплинарный подход, он сосредоточился на лингвистическом анализе, раскрывающем мифическую основу древней истории кочевого казахского народа, чья письменная традиция была забыта. Он обосновал мнение, что название “Алаш”, сохранившееся в легендах и этногенезе казахских племен, возникло в период матриархата. С.Кондыбай пытался научно доказать, что имя казахского прародителя Алаш есть имя богини, научившей человечество жить и строить общество в древности (мифический период), проказу Алаша-хана с “солнечной генеалогией”. С.Кондыбай анализируя легенду об этнониме Калша Кадыр находит сходство с индийским Пурурава Айла, что дает ему возможность утверждать об общем происхождении человеческой цивилизации. Говоря о пересечении праказахов с индоариями в древние времена, он сделал вывод, что это легло в основу сюжетов индийских эпосов и казахских мифов. Этимологию слова Алаш он выводит от прототюркской праформа “Аl”, означающей “изначальный, огненно-красный, берущий”. Поэтому имя “Алашхан” или “Алаша-хан” долгое время было идиомой, передаваемой из поколения в поколение, постоянно использовалось протоказахскими этносами. В связи с этим С. Кондыбай связывает этноним “алаш” с названиями “калаш”, “кал” (матриархальная эпоха или арийский период), “жети ал (семь ал) ” (эфталитский период), алан (IIV вв.), алшин (XIV-XVII вв.). Исследователь показывает, что этнонимы “алшин», “алау”, “алан” указывают на этнические связи с хазарами и булгарами, обитающими Черным-Азовским-Каспийскими морями, доказывая наличие общих истоков русского, осетинского, адыгского и тюркских народов. Его вывод о том, что алшинцы ранее других отделились от тюркских общностей, первыми начали “казаковать” еще в древности, постоянно продвигаясь на запад, и участвовали в этносоставе евразийских тюркских империй, свидетельствует о достаточной обоснованности гипотезы исследователя.

Об авторе

Zh. Zhumabayeva
Kh.Dosmukhamedov Atyrau University
Казахстан


Рецензия

Для цитирования:


Zhumabayeva Z. МИФОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНОНИМОВ В КАЗАХСКОМ ЭТНОГЕНЕЗЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ С. КОНДЫБАЯ). Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2021;63(4):24-32. https://doi.org/10.47649/vau.2021.v63.i4.03

For citation:


Zhumabayeva Z. MYTHOLOGICAL-LINGUISTICAL ANALYSIS OF ETHNONYMS IN KAZAKH ETHNOGENESIS (BASED ON S. KONDYBAY'S RESEARCH). Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2021;63(4):24-32. https://doi.org/10.47649/vau.2021.v63.i4.03

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)