АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
https://doi.org/10.47649/vau.2022.v67.i4.05
Аннотация
Изменения, происходящие во всех сферах развития общества всесторонне в материальной и духовной жизни общества, ставят перед системой образования задачу подготовки высокообразованных специалистов: творчески мыслящих, способных выйти на передовые рубежи научно - технической и общественной цивилизации, ориентированных на достижение высот в профессиональной деятельности.
Проблема профессионализма была предметом изучения многих социально-гуманитарных наук. Например: общая психология рассматривает психологические особенности людей в различных сферах труда, социология рассматривает проблему с точки зрения социальных отношений, психология труда анализирует профессиональное мышление, а акмеология-это интегрированная наука, изучающая закономерности, пути, способы, условия достижения вершины творческого потенциала человека и основы его самосовершенствования в процессе деятельности в период взросления. «Акмеология» изучает мышление с точки зрения средств, педагогических, социологических, технологических знаний, доводящих его до совершенства.
Цель педагогической акмеологии, как одной из областей общей акмеологии состоит в том, чтобы улучшить человека, помочь ему достичь высот физического, духовного, профессионального развития, актуализировать проблему его личностного роста; обосновать теорию и практику профессионального развития; рассмотреть условия и методические пути эффективного достижения профессионализма.
В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты подготовки будущих педагогов достижению вершины профессионализма и личностного развития «акме» состояния. Анализируются определения данные понятию «акмеологическая готовность» в научно - теоретических источниках, выражается авторский взгляд. Дается характеристика педагогических условий и акметехнологий используемых в процессе профессиональной подготовки в высшем педагогическом учебном заведении.
Об авторе
Б. ТургунбаеваКазахстан
Ботагуль Тургунбаева - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогики и психологии»
г. Алматы
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., Наука. — 2017. — 112 с. 2 Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М. — 2019. — 11 с.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — Москва - Воронеж. — 2014. — 750 с.
3. Бодалев А.А. Акмеология. РАГС. М. — 2020. — 301 с. 5 Тұрғынбаева Б.А. Болашақ мұғалімдердің әлеуетін дамыту: кәсіби шығармашылық жолында. Монография. — Алматы. — 2016. — 315 б. 6 Каленникова Т.Г., Борисевич А.Р. Словарь психолого-педагогических понятий. — Минск: БГТУ. — 2017. — 68 с.
4. Джакупов С.М. От смысловой теории мышления к концепции совместно-диалогической познавательной деятельности. Вопросы психологии. № 2 — 2010. — С. 46-55.
5. Aймaуытов Ж. Пcихoлoгия. – Алматы. – 2015. — 320 б.
6. Бекжанова Б. Жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру жағдайында мамандардың акмеологиялық дайындығын қалыптастыру: филос. док. (РhD) ... дис.: 6D010300. — Алматы. — 2014. — 188 б. 10 Деркач А.А. Краткий акмеологический соварь. 2-е изд. — М.: РАГС. — 2018. — 161 с.
7. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория, Методика. Психотехнология. М.: Технологическая школа бизнеса. — 2016. — 429 с.
8. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. СПб.: Изд-во. РГПУ им. А.И. Герцена. — 2020. — 99 с.
Рецензия
Для цитирования:
Тургунбаева Б. АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2022;67(4):47-56. https://doi.org/10.47649/vau.2022.v67.i4.05
For citation:
Turgunbayeva B. ACMEOLOGICAL TRAINING IS THE BASIS OF THE PROFESSIONAL STATUS OF THE FUTURE TEACHER. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2022;67(4):47-56. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.2022.v67.i4.05