СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ
https://doi.org/10.47649/vau.2023.v70.i3.05
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям процесса адаптации студентов - репатриантов процессе обучения, с учетом отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрены теоретические и практические аспекты и этапы адаптации. Дан анализ специфики процесса адаптации в вузах в современных условиях развития образования, а также методы обучения и в его организации. Главной задачей при анализе зарубежного опыта по адаптации студентов является интеграция методов, положительно влияющих на адаптацию, а также активно рассматриваются проблемы психолого-педагогической адаптации личности в образовательном пространстве.
Проблему социальной адаптации можно определить с двух точек зрения: 1)как совокупность субъективно – значимых отношений человека; 2) как способ организации собственной жизни. Адаптация личности рассматривается как постоянно сложившиеся и существующие ситуации в обществе и реальном мире. В статье показана внешняя сторона адаптации личности, как деятельность по разработке различных адаптационных стратегий. Также данная деятельность направлена на изменение состояния адаптационных условий. Выделяется также внутренняя сторона адаптации личности как сознательной психической деятельности, направленной на снятие стресса и установление комфорта в процессе деятельности и общения. Существует два типа адаптации: генотипическая, наследственная и фенотипическая-приобретаются в ходе индивидуального развития.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. ТаджибаеваКазахстан
Жибек Таджибаева – основной автор, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика»
г. Актау, 130000
М. Кабакова
Казахстан
Мейрамкул Кабакова – магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика»
г. Актау, 130000
Список литературы
1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. Пер. с англ. — М.: Медицина. — 1960. — 254 с.
2. Меерсон Ф.3. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Медицина. — 1973. — 360 с.
3. Пиаже Ж. Психология интеллекта: пер. с англ. и фр. СПб.: Питер. — 2003. — 192 с.
4. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. —1989. — № 1 — С. 92-100.
5. Хартманн Х. Эгопсихология и проблема адаптации. — М.: Институт общегуманитарных исследований. — 2002. — 160 с.
6. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: Сущность, направления, механизм реализации: диссертация ... доктора социологических наук: 22.00.06 / Рос. академия управления. — Кемерово. — 1992. — С.69-85.
7. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учеб.пособ. — М.: Илекса. — 2008. — 296 с.
8. Михайлюк Ю.В. Психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в БГМУ. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://elibrary.miu.by/conferences!/item.npsmu-apn-xi/issue.ii/ article.14.html. (дата обращения 20.02.2023).
9. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме. Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск: Наука. — 2002. — 272с.
10. Приходько Е.В. Адаптация как объект научного исследования: психолого-педагогический анализ. Научно-методический электронный журнал «Концепт». — Т.2. — 2017.— С. 534-536
11. Hansen Marcus Lee. (1996) The Problem of the Third Generation Immigrant. Theories of Ethnicity: a Classical reader. P. 202-215
12. Parente, F.J., Anderson, J.K., Myers, P., & O’Brien, T. (1994). An examination of factors contributing to Delphiaccuracy. Journal of Forecasting, 3(1). Р. 173-183.
13. Уразалиева Г. К. Казахстанская идентичность как фактор межэтнической интеграции [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://dspace.enu.kz/bitstream/handle/data/7132(дата обращения 20.02.2023).
14. Berry J.W. (1997) Immigration acculturation and adaptation. Applied Psychology: An International Review. №46. 68 р.
15. Тынышбаева А.А., Жаркынбекова Ш.К., Нуртазина М.Б. Интеграционные программы для детей и семьи этнических репатриантов. Социальная модернизация Казахстана: Проблемы и перспективы: Материалы I – ой Международной научно практической конференции - Астана: ЕНУ имени Л.Н. Гумилева. — 2005. — С. 166-171
Рецензия
Для цитирования:
Таджибаева Ж., Кабакова М. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2023;70(3):44-53. https://doi.org/10.47649/vau.2023.v70.i3.05
For citation:
Tajibayeva Z., Kabakova M. COMPARATIVE ANALYSIS OF STUDYING DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE OF ADAPTATION PROBLEMS OF STUDENTS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2023;70(3):44-53. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.2023.v70.i3.05