ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОНДИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ АТЫРАУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Х.ДОСМУХАМЕДОВА)
https://doi.org/10.47649/vau.2024.v72.i1.04
Аннотация
Непосредственно процесс профессионального образования и последующего профессионального совершенствования подразумевает овладение огромным объемом специальных теоретических знаний, а необходимость их реализации в практической деятельности требует наличия соответствующего уровня сформированности профессионально значимых двигательных навыков.
В существующей государственной системе профессионального образования практическая реализация профессиональной диагностики наиболее эффективно и на современном уровне обеспечивается средствами и методами профессионально-ориентированной физической культуры, так как именно с её помощью осуществляется обеспечение физической надежности и готовности будущих и действующих специалистов к высокопродуктивной работе по избранной специальности.
Целью данного исследования является обоснование комплексных тестовых программ тестирования и оценки профессионально важных кондиционных качеств студентов-будущих специалистов на основе профессиографического анализа специальностей, по которым ведётся обучение в вузе. Решение поставленных перед исследованием задач осуществлялось с помощью метода профессиографического анализа, предусматривающего изучение профессиологической структуры учебной деятельности, формирование типовых группировок профессий по основному предмету труда и составление обобщённых профессиограмм типовых группировок. В процессе анализа составлена профессиографическая структура учебных специальностей университета применительно к каждому факультету. Сформированы группировки специальностей по типам профессий: «Ч-Ч»; «Ч-С»; «Ч-Т»; «Ч-П»; «Ч-И». На основании анализа основных особенностей и условий изучаемых видов профессиональной деятельности разработаны их обобщённые характеристики (профессиограммы) с выделением блока профессионально важных качеств, свойств и функций. Далее для каждой типовой группировки профессий подобраны двигательные тестовые задания для оценки уровня сформированности профессионально важных для этих профессий качеств.
Ключевые слова
Об авторе
А. Э. БуровРоссия
Александр Буров – основной автор, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Физическая культура и спорт»
г. Астрахань
Список литературы
1. Viktorova E.V. (2018) Double degree programs as a factor in the formation of an innovative university environment. Education and Innovation. №12 (146). P. 27-31.
2. Burov A.E., Lakeikina I.A., Begmetova M.Kh., Nebratenko S.V. (2022) Physical culture and sports in modern professions: textbook. Saratov: University education. 56 p.
3. Realising the European Higher Education Area. Achieving the Goals/Conference of European Higher Education Ministers. Available at: — URL: http://www.bolognabergen2005.no/EN/Part_org/EU/050511_European_Commission (accessed: 16.10.2023)
4. Burov A.E., Erokhina O.A. (2022) Diagnostics and assessment of professionally important qualities in the practice of professional and applied physical culture: workshop. Saratov: University education. 77 p.
5. Erokhina O.A., Burov A.E. (2020) Vocational studies in the process of professional-applied physical training of students of the mining institute. Modern science: current problems of theory and practice. Series “Humanities”. №1. P. 53-55.
6. Raevsky R.T. Kanishevsky S.M. (2018) Professional-applied physical training of students of advanced basic knowledge. Science and Technology. 380 p.
7. Egorychev A.O. (2018) Psychological and pedagogical foundations of professional and applied physical training of students: monograph. M.: Federal State Unitary Enterprise Publishing House "Oil and Gas" Russian State University of Oil and Gas named after. THEM. Gubkina. 8 p.
8. Korotkov E. Human capital management: efficiency, business reputation, creative potential. International journal “Problems of theory and practice of management”. Publishing house of the International Research Institute of Management Problems. Available at: — URL: http://uptp.ru/content/DispArt.php?Num=2113 (accessed: 16.11.2023)
9. Psychodiagnostics and career guidance in educational institutions. (2018). Rostov n/D: Phoenix. P. 352-358.
Рецензия
Для цитирования:
Буров А.Э. ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ПРОГРАММ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОНДИЦИОННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ АТЫРАУСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Х.ДОСМУХАМЕДОВА). Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;72(1):36-44. https://doi.org/10.47649/vau.2024.v72.i1.04
For citation:
Burov А.Е. PROFESSIONAL GRAPHIC JUSTIFICATION OF TEST PROGRAMS FOR PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES ASSESSMENT OF FUTURE SPECIALISTS (ON THE EXAMPLE OF KH. DOSMUKHAMEDOV ATYRAU UNIVERSITY). Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;72(1):36-44. https://doi.org/10.47649/vau.2024.v72.i1.04