ПРАЗДНИК НАВРУЗ (НАУРЫЗ) У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ И В ТУРЦИИ
https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.73.i2.01
Аннотация
Хотя мифология, то есть стенография неизвестных времен, необычным образом передает повседневную жизнь с помощью символов, она циклически рассказывает о сотворении мира и апокалипсисе. Мифология степных народов также передает их ранние времена из поколения в поколение в форме устной культуры. Эта устная культура является продуктом кочевого образа жизни с животноводческим хозяйством. Степные народы имеют в своих мифологиях свое уникальное восприятие времени и вселенной. Культура Наурыза также отражает их восприятие вселенной и времени. Целью статьи является раскрытие содержания праздника Наурыз, олицетворяющий весну и плодородие, новый год и начало года, в культуре турецкого народа, который наполнен смыслами и элементами, символизирующими весну, радость жизни, воду и священное очищение, обновление, изобилие, плодородие и пробуждение природы. Время пробуждения природы отмечалось в разное время в земледельческих и животноводческих обществах с древнейших времен. Наурыз – широко отмечаемый праздник среди народов Евразии, посвящающих свою жизнь преимущественно животноводству. Хотя тюркские народы, проживающие по всей Евразии, празднуют Наурыз по-разному и продолжает существовать как общая ценность.
В данном исследовании будут рассмотрены истоки праздника Наурыз у степных народов и тюркского мира, а также его развитие у турок-османов и Турции в свете некоторых архивных документов, а также исследовательских и источниковедческих работ.
Ключевые слова
Об авторе
А. ГюндогдуТурция
Абдуллах Гюндогду – основной автор, профессор, заведующий отделом «Общей турецкой истории».
Анкара
Список литературы
1. Eberhard W. (2008) “The process of state-building among the nomadic tribes of Central Asia”, Translated by O. G. Ozgenden, Journal of Reviews of Turkish Culture, 18. P. 1-8 [In English]
2. Damgaard P. (2018) “The first horse herders and the impact of early Bronze Age steppe expansion into Asia”, Science, 360. 1422. Р. 1-9 [In English]
3. Khazanov A.M. (1994) Nomads and Outside World, J. Crookenden (trans). Madison: The University of Wisconsin Press. 99 р. [In English]
4. Altheim F. (1998) What Asia has taught Europe. E.T. Fifty-fifty (translation). Istanbul: Thematic publications. 97 p. [In English]
5. Taaffe R.N. (1994) “The Geographic Setting”. The Cambridge History of Early Inner Asia. D. Sinor (ed). Cambridge: Cambridge University Press. 86 р. [In English]
6. Sagalaev A.M. (2017) Archetypes and symbols in Ural-Altai mythology, translated from English. Ali Toroman, Bilge Kulture Art, Istanbul. 88 p. [In English]
7. Bahaddin died. (2010) Turkish Mythology I-II, Publications of TTK Ankara. 97 p. [In English]
8. Envery E. (2019) “On Cyclic Time in Ancient Turkic Culture”, Motif Akademi Halkabilimi Magazine, Volume: 12, issue: 26. P. 292-304 [In English]
9. Tekin T. (2003) Orkhon inscriptions. Yildiz Language and Literature 1, Istanbul. 46 p. [In English]
10. Nuranieh H.E. (2016) “Navruz among the Turks, according to Chinese sources”, Curr Res Soc Sci, 2 (2). P. 67-78
11. Chavannes É. (1906) Le Cycle Turc des Douze Animaux, E.J. Brill, Leide. 96 р. [In English] Nevruz festival in Turkic peoples and Turkey
12. Oquz D. (1996) “Nevruz Open Air Museum of the Turkish World”, National Folklore, Spring/Summer, Issue 29/30. P. 3-5 [In English]
13. Abulgazi B.K. (1874) The History of the Mughals and Tatars of AbulGazi Behadur Khan, published, translated and annotated by Baron Desmayson, St. Petersburg. 250 р. [In English]
14. Topakkaya A. (2021) “Time among the ancient Turks”. The Philosophical Journal of Temashi 15. Р. 17-22 [In English]
15. Our son. (2005) “Intangible Cultural heritage: Navruz / Yenigyun in Turkey”, National Folklore, 17, issue 65, volume 9, Spring, P. 5-16 [In English]
16. Kartaeva T., Khabizhanova G. (2017) “Rituals of Navruz and the Navruzname holiday in Kazakh culture, their features”, Journal of Studies of Turkic Culture and Haji Bektash Veli, 82 (June). P. 107-124 [In English]
17. Khalidi K. (1910) Tevarih-i Sharqi-i Khamse, Printing house, Kazan. P. 531-532 [In English]
18. Erdogan M. “Navruz throughout history”, Izmir, Newspaper of September 9, 03.21.2022. 7 p. [In English]
19. Ottoman Archives (BOA): Annex 1. [In English]
20. Ottoman Archive, Y. EE. 142/5. [In English]
21. Inalcik H. (2003) The Ottoman Empire (Classical Era, 1300-1600), trans. by Rusen Sezer, YKY, Istanbul. 56 p. [In English]
22. Barkan died. (1980) The territorial question in Turkey. Collective Works 1, Observational Publications, Istanbul. 90 p. [In English]
23. Yilmaz O. (2016) “The only Anatolian Alevi branch that accepted Khoja Ahmed Yasawi as a Feast: Turkmens of Zile Sych (Beydilli)”, International Symposium of Khoja Ahmed Yasawi from the Past to the Future, September 26-28, Istanbul/Turkey, vol: II, P. 1087-1092 [In English]
24. Chenikoglu T. (2002) “Navruz Bayram and Ataturk”, Journal of Social Sciences of Dumlupinar University, issue 6, June. P. 1-8 [In English]
Рецензия
Для цитирования:
Гюндогду А. ПРАЗДНИК НАВРУЗ (НАУРЫЗ) У ТЮРКСКИХ НАРОДОВ И В ТУРЦИИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;73(2):6-14. https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.73.i2.01
For citation:
Gundogdu A. NEVRUZ FESTİVAL İN TURKİC PEOPLES AND TURKEY. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;73(2):6-14. https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.73.i2.01