Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.07

Аннотация

В данной работе ставится задача изучить особенности влияния технологий искусственного интеллекта на процесс самостоятельного формирования информационной культуры подростков с нарушением зрения. Для достижения цели были использованы методы анализа, дедукции, классификации и систематизации, а также проведен эксперимент относительно влияния искусственного интеллекта на образование подростков с нарушением зрения в школах Казахстана. В данной работе раскрываются технологии искусственного интеллекта и описывается социальная необходимость предоставления равного доступа к образованию и информации для лиц с ограниченными возможностями. В практической части раскрывается важность разработки методов и способов удовлетворения потребностей, связанных с социальным взаимодействием и информационной культурой. В ходе исследования было проведено анкетирование, направленное на понимание индивидуального опыта подростков с нарушением зрения в использовании технологий искусственного интеллекта. Общая выборка составила 30 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. В работе показан анализ влияния технологий на подростков с нарушением зрения и представлена статистика использования данных технологий в обучении детей. Кроме того, выявлен опыт использования технологий искусственного интеллекта и исследовано влияние технологий искусственного интеллекта на развитие аналитических и критических навыков подростков. В работе выявлены возможные проблемы и пути повышения социальной адаптации, предложены практические рекомендации для образовательных учреждений и специалистов, работающих с подростками с нарушениями зрения. Материалы исследования представляют практическую и теоретическую ценность для педагогики, тифлопедагогики, психологии и социологии, так как помогают раскрыть перспективы обучения слепых или слабовидящих детей.

Об авторах

Х. Дикиджи
Университет Нигде Омер Халисдемира
Турция

Хидает Дикиджи – PhD, и.о. ассоциированного профессора кафедры «Специальное образование», заведующей кафедрой «Нарушений интеллекта»

Нигде



Б. Сикинбаев
Университет Нигде Омер Халисдемира
Турция

Бауыржан Сикинбаев магистр педагогических наук, кафедра «Специальное образование»

Нигде



Список литературы

1. Akhmetova A.A.E., Kozhakhmetova U.U. (2017). «Accessibility of additional education for children with special educational needs». 315 р.

2. Daich Varela M., Sen S., De Guimaraes, T.A.C. et al. (2023). «Artificial intelligence in retinal disease: clinical applications, challenges, and future directions». Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol 261. Р. 3283-3297. https://doi.org/10.1007/s00417-023-06052-x

3. Suleimenova R.A. (2012). «Methodological approaches to the development of inclusive education in the Republic of Kazakhstan». Open School7. №7 (118). Р. 20-29

4. Della Líbera B., Jurberg C. (2017). «Teenagers with visual impairment and new media: A world without barriers». British Journal of Visual Impairment. 35(3). Р. 247-256. https://doi.org/10.1177/0264619617711732

5. Slatina, N.G., district of the Department of Education of East Kazakhstan, G. (2022). «Forms and methods of work with OOP children on history lessons». «Current problems of science and education under conditions of modern challenges» «Ualievsky Readings-2022». P.432-437.

6. Namazbaeva J., Kalymova A. (2020). «Public awareness of personality - the basis for successful implementation of inclusive education in Kazakhstan». Pedagogy and Psychology. 1(42)7. P. 5-12.

7. «Results of preventive examinations of children aged 0-14 years». (2022). Available at: — URL: https://bala.stat.gov.kz/rezultaty-profilakticheskih-osmotrov-detej-v-vozraste-0-14-let/ (accessed: 25.03.2024)

8. «Legal and regulatory framework for special and inclusive education». (2022). Available at: — URL: https://special-edu.kz/news/85/single/366 (accessed: 26.03.2024)

9. Brady E.L., Zhong Y., Morris M.R., Bigham J.P. (2013). «Investigating the appropriateness of social network question asking as a resource for blind users». In Conference on Computer Supported Cooperative Work. P. 1225-1236.

10. Asuncion J., Budd J., Fichten C.S., Nguyen M., Barile M., Amsel R. (2012). «Social media use by students with disabilities». Academic Exchange Quarterly. 16. P. 30-35.

11. Woodgate R.L., Gonzalez M., Demczuk L., Snow W.M., Barriage S., & Kirk S. (2020). «How do peers promote social inclusion of children with disabilities? A mixed-methods systematic review». Disability and rehabilitation. № 42(18). P. 2553-2579. https://doi.org/10.1080/09638288.2018.1561955

12. Al Omoush M.H., Salih S.E., Kishore S., Mehigan T. (2023). «Interactive Multimodal Learning: Towards Using Pedagogical Agents for Inclusive Education» 113 p. doi:10.1109/IHTC58960.2023.10508848

13. Griffin-Shirley N., Bozeman L. (2023). «Teaching Strategies and Nonvisual Skills Used by Orientation and Mobility Specialists Who Are Visually Impaired». Journal of Visual Impairment & Blindness. Volume 117, Issue 1. P. 40-49 https://doi.org/10.1177/0145482X221150013

14. Kilag, O. K., Lisao, C., Lastimoso, J., Villa, F. L., & Miñoza, C. A. (2023). Bildung-Oriented Science Education: A Critical Review of Different Visions of Scientific Literacy. Excellencia: International Multi-disciplinary Journal of Education (2994-9521). 1(4)7 P. 115-127.


Рецензия

Для цитирования:


Дикиджи Х., Сикинбаев Б. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;74(3):75-85. https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.07

For citation:


Dikici H., Sikinbayev B.B. STUDY OF THE INFLUENCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES ON THE INDEPENDENT FORMATION OF INFORMATION CULTURE IN TEENAGERS WITH VISUAL IMPAIRMENTS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;74(3):75-85. https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.07

Просмотров: 200


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)