Опубликован: 2024.09.26
Современная Франция является республикой смешанного парламентско-президентского типа. Политическая система Пятой французской республики обладает рядом преимуществ и недостатков, но она доказала свою жизнеспособность в Новейшее время. Франция является одной из ведущих стран Евросоюза, оспаривая лидерство с соседней Германией. Интересно, что смешанная форма правления сочеталась в истории Франции с яркими лидерами, а родоначальником Пятой республики является Шарль де Голль. Историческое развитие предопределило во Франции сильную президентскую власть – президент обладает значительными конституционными правами, именно он формирует правительство, которое, впрочем, не может нормально функционировать без поддержки Национального собрания. В целом, несмотря на смешанный тип республики, преимущество президента страны очевидно. Обращение к истории Франции, таким образом, является важным моментом в понимании трансформации партийно-политической системы в контексте европейской интеграции. В статье рассматривается партийно-политическая система Пятой Республики и проблемы интеграции в Европе (50-60-е годы XX века) в контексте европейской интеграции, цивилизационные особенности Западной Европы. В нем также представлена партийно-политическая система Франции в контексте новой системы международных отношений, как одного из основных участников процесса европейской интеграции. В то же время развитие и расширение европейского строительства влияют на динамику системных преобразований во Франции и меняют ее политическую систему.
Реализация научно-исследовательских программ с целью изучения и решения проблем экспозиционной деятельности музеев рассматривается в контексте внедрения современных мультимедийных и технологических новшеств в музейной сфере. Особое внимание уделено актуальности и оптимальности применения в музейной работе современных, инновационных интерактивных форм музейных услуг, имеющих значительные демонстрационные преимущества.
В наши дни многие цифровые виды подачи и демонстрации музейных экспозиций или отдельных предметов (экспонатов) в интерактивной форме, дополнительной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта или же 3D-проекции предоставили возможность оживления музейного пространства. Обозначенные цифровые технологии способствуют более углубленному восприятию и пониманию музейных экспозиций. И хотя в некоторых музеях к изменениям ранее установленного «классического» порядка все еще относятся с осторожностью, тем не менее процесс цифровизации стал теперь частью жизни обществ, и его вряд ли можно остановить.
В этой связи целью и задачами исследования стали изучение необходимости и перспектив использования мультимедийных, цифровых технологий в музейной сфере, разработки интерактивных экспозиций как способов инновационной инфраструктуры экспозиционного музейного пространства, развития креативной индустрии в сфере культуры с тем условием, чтобы в будущем избыточное технологоцифровое обрамление музейных предметов не препятствовало восприятию их истинного историкокультурного значения.
Материалы ислледования – результаты исследований теоретико-методологических вопросов и научнопрактического опыта по цифровизации музейных предметов из фондов Центрального музея Казахстана. Теоретико-практическая значимость исследования заключается в оценке приоритетности информационноцифрового развития музеев исторического направления.
В статье уделяется внимание проблеме государственного регулирования соляного промысла, получившего особенно активное развитие в XVIII-XIX веках. Одной из причин стало решение о монополизации соляных операций со стороны государства. Ведущую функцию в реализации задач сыграли государственные учреждения, начиная с приказов, созданные первым царем Иваном IV Грозным.
Приход к власти Петра I ознаменовался новыми реформами, которые в первую очередь затронули горные отрасли. Высокая потребность в пополнении казны привела к новой реорганизации системы государственного управления. В результате были сформированы Коллегии, в том числе Берг-Коллегия, ведавшая делами всех горных промыслов, и соляного, в частности. Отказ от коллегий и введение министерств способствовал систематизации управления отдельными отраслями. Созданный Департамент горных и соляных дел, вошедший под юрисдикцию Министерства финансов, укрепил и упорядочил работу соляных промыслов. Строгий контроль со стороны государства в отношении соляной отрасли был вызван оборотом данного продукта, что стало одной из ключевых статей дохода российского бюджета. Процесс регулирования соляной отрасли имел ряд особенностей и ключевых проблем. Все эти вопросы приходилось решать вначале приказам, а потом Берг-коллегии и Департаменту горных и соляных дел. На территории Казахстана одной из таких проблем стало тайное хищение соли или корчемство.
В данной научно-исследовательской статье рассматривается становление, развитие и деятельность института баев в казахском обществе в XIX-XX вв. Баи существовали также и в период Казахского ханства, которые формировали группу социальных слоев традиционного казахского общества, то есть социальную категорию. Состоятельные баи жили в казахской степи в разные века. Благодаря своей предприимчивости, разуму они были способными людьми, которые участвовали в государственном управлении, организовывали деятельность региона или аулов. Баи, жившие в разные периоды, трудились, зарабатывали и помогали жителям, организовывали население на развитие хозяйства, платили налоги государству. Обращая внимание на историю, с момента создания Казахского ханства в традиционном казахском обществе с XV по XVIII века социальная группа баев развивалась без изменений. Существенное изменение их статуса и сословия произошло в XIX-XX веках. Это произошло в период административного управления царской Российской империи. За этим последовало постановление Советского правительства в 1930 году об изгнании богатых как класса. Следовательно, традиционное общественное строительство казахского народа претерпело изменения и было разрушено. Для рассмотрения института баев в казахском обществе как социальной структуры использованы труды отечественных и зарубежных авторов, а также вошли в научный оборот архивные данные, сборники документов.
Профессиональное образование является социальным институтом, удовлетворяющим важные общественные потребности. Рост промышленности в конце XIX-начале XX вв. требовал специалистов, овладевших теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками. В данной статье рассматриваются вопросы становления профессионального образования в Уральской области в период до Октябрьской революции. Основное внимание в работе уделяется вопросам становления и развития системы профессионального образования в период с 1860 по 1915 годы. Освещается деятельность первых организаций профессионального образования: реальных, ремесленных, начальных сельскохозяйственных училищ, учительских семинарий. Данный период стал временем закладывания основ профессионального образования в приграничном с царской Россией регионе, в соответствии с процессом развития, характерным для экономической и общественной жизни. В статье рассматривается история открытия учебных заведений, ориентированных на получение первичного профессионального образования, общие правила и принципы их работы, оценивается уровень исследовательских работ по проблеме.
Целью статьи является изучение процесса зарождения первичного профессионального образования в Уральской области, являющейся сопредельной зоной Казахстана с Россией в период зависимости от Российской империи, рассмотрение предпосылок и условий развития профессионального образования на рубеже веков, его эффективных и неэффективных аспектов.
Основная цель исследования – проанализировать богатое историко-культурное наследие золотоордынского Сарайшыка и материалы археологических раскопок последующих лет.
В статье исследуются керамические ядра, обнаруженные в ходе археологических раскопок в средневековом Сарайшыке, которые сравниваются с ядрами, найденными в других золотоордынских памятниках. Обсуждается несколько научных заключений о цели использования ядер, найденныхе на месте городов Улуса Джучи.
Подобные археологические находки являются одним из важнейших источников в изучении нашей истории. Через них можно изучить уровень культурного, духовного, политико-экономического развития в средневековой истории страны, ее связи с мировыми цивилизационными центрами. Средневековый Сарайшык сохраняет важные вехи развития истории Улуса Джучи, Ногайской Орды, Казахского ханства. Обнаруженные при раскопках ядра свидетельствуют о том, что Сарайшык был центром экономических коммуникаций, располагавшимся на берегу реки Урал, а также о постоянном развитии городских ремесленников. Ядра использовались в качестве предметов домашнего обихода, в частности, как сосуд для транспортировки различных жидких веществ. Исследователи средневековой истории также пишут, что во время войны ядра использовались вместо взрывных бомб. Есть предположение, что во второй половине ХІV века морские пираты напали на Сарайшык. Если это так, то изучение истории керамических ядер еще надлежит продолжить.
В данной работе ставится задача изучить особенности влияния технологий искусственного интеллекта на процесс самостоятельного формирования информационной культуры подростков с нарушением зрения. Для достижения цели были использованы методы анализа, дедукции, классификации и систематизации, а также проведен эксперимент относительно влияния искусственного интеллекта на образование подростков с нарушением зрения в школах Казахстана. В данной работе раскрываются технологии искусственного интеллекта и описывается социальная необходимость предоставления равного доступа к образованию и информации для лиц с ограниченными возможностями. В практической части раскрывается важность разработки методов и способов удовлетворения потребностей, связанных с социальным взаимодействием и информационной культурой. В ходе исследования было проведено анкетирование, направленное на понимание индивидуального опыта подростков с нарушением зрения в использовании технологий искусственного интеллекта. Общая выборка составила 30 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет. В работе показан анализ влияния технологий на подростков с нарушением зрения и представлена статистика использования данных технологий в обучении детей. Кроме того, выявлен опыт использования технологий искусственного интеллекта и исследовано влияние технологий искусственного интеллекта на развитие аналитических и критических навыков подростков. В работе выявлены возможные проблемы и пути повышения социальной адаптации, предложены практические рекомендации для образовательных учреждений и специалистов, работающих с подростками с нарушениями зрения. Материалы исследования представляют практическую и теоретическую ценность для педагогики, тифлопедагогики, психологии и социологии, так как помогают раскрыть перспективы обучения слепых или слабовидящих детей.
В статье рассматриваются проблемы научно-методического обеспечения тьюторов при интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общество посредством адаптивного спорта, что было проанализировано на основе экспертного опроса специалистов данного сектора. Исследование основано на качественном методе анализа, при котором были проведены экспертные интервью с профессионалами, работающими с детьми с РАС в специализированных спортивных и коррекционных центрах. Для обработки собранных данных использовался метод тематического анализа, что позволило детально выявить ключевые темы и проблемы, связанные с тьюторским сопровождением детей с РАС. Внимание уделено отсутствию унифицированных теоретических подходов к обучению таких детей, а также необходимости разработки более эффективных и адаптивных методик, ориентированных на возраст и уровень развития каждого ребенка. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к каждому ребенку, необходимость активного сотрудничества родителей и тьюторов, а также значение сенсорной интеграции, как важного компонента в предотвращении профессионального выгорания тьюторов. Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций по совершенствованию подготовки тьюторов и созданию новых методик, ориентированных на детей с РАС, что способствует их успешной социализации и развитию.
Данное исследование оценивает эффективность использования игровых образовательных приложений для повышения вовлеченности учащихся средних школ в процесс изучения английского языка. В работе используется сравнительная методология для оценки влияния геймификации на мотивацию учащихся, освоение языка и общий учебный опыт. Исследование проводится среди учащихся с разными языковыми предпосылками и включает как количественные, так и качественные методы для оценки эффективности игровых образовательных приложений по сравнению с традиционными подходами в обучении языкам.
Результаты показывают заметную и положительную связь между использованием игровых методов в изучении языка и повышением активности учащихся. Применение элементов геймификации, таких как интерактивные задачи, награды и соревнования, способствует созданию динамичной и интересной учебной среды. Это, в свою очередь, мотивирует учащихся активнее участвовать в деятельности по освоению языка. Сравнительный анализ подчеркивает преимущества игровых приложений в повышении языковой компетенции, памяти и межличностных навыков.
Кроме того, исследование изучает, как технологии способствуют изучению языка с помощью геймификации. Оцениваются доступность, полезность и адаптивность этих программ. Находки данного исследования вносят вклад в продолжающееся обсуждение инновационных методов обучения, предоставляя ценные сведения об эффективности игровых образовательных приложений в качестве инструментов для преподавания английского языка. Результаты поддерживают внедрение игровых образовательных приложений в языковые курсы, обеспечивая более увлекательный и участвующий опыт обучения для учащихся.
В условиях повышения обществом требований к личности педагога актуализируется проблема личного бренда учителя. Статья посвящена анализу основных источников по данному вопросу и формированию личного бренда учителя в условиях профессиональной подготовки будущих учителей. Авторами выделяют следующие ключевые факторы в решении данного вопроса: мотивационно-когнитивный, деятельностный и рефлексивный компоненты формирования личного бренда учителя.
Цель статьи – изучение процесса формирования личного бренда учителя у студентов педагогического вуза с учетом мотивационно-когнитивного компонента.
В статье определены и содержательно наполнены мотивационный, познавательный и эмоциональный критерии данного компонента.
Особое внимание уделено анализу анкеты по выявлению уровня сформированности у студентов педагогического университета показателей мотивационно-когнитивного компонента. Анкетирование носило анонимный характер и проводилось на базе сервиса Google-форм. Предложенные в анкете вопросы были направлены на изучение сформированности у студентов педагогического вуза мотивации к формированию у них личного бренда учителя, психоэмоционального отношения к феномену «личный бренд учителя» и процессу его формирования, понимание значимости и роли личного бренда в профессиональной деятельности учителя, сформированности знаний о личном бренде и путях его формирования. Результаты позволили выявить основные причины недостаточной развитости у студентов формироваания затрагиваемого в данной публикации компонента, предложено перспективное направление работы со студентами.
Рассматриваемая авторами проблема мало изучена и требует всестороннего исследования. Статья будет полезна учителям общеобразовательных школ, студентам, магистрантам педагогических вузов, ученым, занимающимся данной исследовательской проблемой.
В данной статье рассматриваются вопросы разработки региональных стандартов обеспечения опережающими кадрами региона Мангистауской области и разработки Атласов новых профессий. Кроме того, будет дана характеристика понятию Форсайт и озвучена актуальность проблемы подготовки кадров в Мангистауском регионе, необходимость подготовки востребованных специалистов, проблема подготовки сертифицированных специалистов, владеющих методом ведения Форсайт в каждом регионе для создания Атласа новых профессий. Алгоритм действий по разработке карты специальностей включает такие этапы, как предварительный анализ региона, проведение опросов и углубленных интервью, организация форсайт-сессии по методике Rapid Foresight, профориентационная работа среди учащихся 8-11 классов и разработка образовательных программ по новым специальностям.
Отметим, что в качестве проектного офиса Министерством науки и высшего образования определен ведущий вуз региона Каспийский университет технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова, в ходе форсайт-исследования проведено количественное и качественное измерение более 700 респондентов, проанализировано 8 образовательных программ, для участия в форсайт-сессии привлечено 79 отраслевых экспертов, 46 основных определены тренды и обосновываются 39 новых профессий.
Данная научная статья посвящена изучению методик повышения литературоведческих компетенций студентов через анализ жанра беллетризованной биографии. В работе рассматривается влияние анализа данного жанра на развитие литературоведческих компетенций студентов (на материале прозы В. Ф. Михайлова). Цель исследования заключается в использовании процесса анализа жанра беллетризованной биографии и его результатов в качестве средства совершенствования литературоведческих компетенций студентов. Наиболее важные результаты исследования включают в себя выявление особенностей жанра беллетризованной биографии в прозе В.Ф. Михайлова, а также определение специфики литературоведческих компетенций. Методы исследования включают анализ и обзор литературных исследований, сравнительный анализ, а также различные методы обучения литературе, такие как исследовательский, эвристический, репродуктивный, проектный метод и др. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понимания сущности и особенностей беллетризованной биографии как литературного жанра, а также в выявлении возможностей использования данного анализа в педагогической деятельности. Практическая значимость заключается в возможности использования данной методики в образовательном процессе для улучшения литературных компетенций студентов и в разработке рекомендаций для преподавателей и студентов по использованию данного материала. Это позволит студентам приобрести навыки анализа литературных произведений и критического мышления, что важно не только для учебы, но и для их будущей профессиональной деятельности в области педагогики. Полученные результаты могут быть полезны как для студентов, изучающих литературу, так и для преподавателей, работающих над развитием литературоведческих компетенций.
Эта статья представляет важную тенденцию в современном образовании, особенно в контексте информатики. Геймификация не только привлекает внимание учеников к учебному процессу, но и способствует их активному участию и вовлеченности. Исследование влияния геймификации на обучение информатике позволяет понять, какие методы и подходы могут быть наиболее эффективными для достижения образовательных целей.
Анализ существующих инструментов геймификации и рассмотрение их структуры помогает выявить основные принципы, лежащие в основе успешной интеграции игровых элементов в учебный процесс. Это позволяет преподавателям информатики выбирать наиболее подходящие инструменты для своих учеников и целей обучения. Исследование воздействия геймификации на процесс обучения информатике позволяет выявить не только эффективность этого метода, но и понять, какие конкретные аспекты и элементы игрового подхода оказывают наибольшее влияние на учеников.
Кроме того, упоминание предыдущих исследований в области геймификации в образовании информатики добавляет контекста и позволяет провести обширный анализ текущей ситуации. Рекомендации, вынесенные в результате исследования, могут стать основой для дальнейших практических действий в области образования, способствуя улучшению процесса обучения и развитию учебных программ.
Данное исследование выполняется в рамках грантового финансирования проекта (грант № AP19677291) Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.
В статье рассматривается организация дистанционного обучения учителей малокомплектных школ (МКШ) с использованием платформы Discord, ее преимущества и недостатки, проанализировано современное состояние дистанционного обучения в МКШ и выявлена необходимость педагогической модели эффективного профессионального развития учителей. В итоге установлено, что в научной литературе существует много исследований по данной теме, но предлагаемое исследование отличает новый подход к решению проблемы, который обеспечит доступность для учителей и обучающихся в отдаленных сельских школах, имеющих ограниченные ресурсы и возможности для реализации дистанционного обучения, и способствует реализации важной социально-экономической проблемы. В то же время существующие противоречия в организации учебного процесса МКШ препятствуют его эффективности. В связи с этим возникает актуальность разработки педагогических условий для качественного профессионального обучения педагогов, которые должны обладать навыками организации такого обучения и уметь решать возникающие при этом проблемы.
В ходе реализации проекта проведен опрос учителей МКШ для выявления их потребностей в повышении квалификации с использованием дистанционных технологий на платформе Discord с созданием специального канала. Результаты апробации модели показали, что дистанционное обучение может эффективно осуществляться в синхронном и асинхронном режиме, способствует повышению мотивации, качества знаний и навыков обучающихся и т.д. Предлагаемые рекомендации могут быть использованы для разработки новых продуктов или услуг.
В статье исследуется опыт учителей физики в реализации одного из актуальных мировых образовательных процессов – STEM-технологий. STEM представляет собой интеграцию образовательных дисциплин и показывает обучающемуся, как применяются научно-технические концепции в реальной жизни.
Рассматривается, что обучение школьников проектному методу решения реальных и технологических задач с помощью знаний математики, информатики и естественных наук и умения на более высоком уровне применять интегрированные знания на практике требует соответствующей подготовки учителей школ.
Авторы выделили основные актуальные проблемы внедрения STEM-технологий в нашем государстве: разработка концептуальных основ в системе подготовки высококвалифицированных кадров; организация практико-ориентированных курсов повышения квалификации преподавателей; необходимость широкого привлечения специалистов с технологическим и инженерным образованием для обеспечения программ бакалавриата и магистратуры.
В целях определения состояния применения STEM-технологий авторы провели эмпирические исследования среди учителей школ Западного Казахстана. Установлено, что учителя нуждаются в методической помощи и поддержке при внедрении STEM-технологий. Учителя готовы к инновациям, реализация практико-ориентированного и проектного обучения вызывает у них интерес. Выявлена необходимость создания сообществ для обмена опытом и подключения к ним педагогов, занимающихся практикой реализации STEM-образования.
Сферы культуры являются причиной социальных и экономических, а также культурных последствий, что налагает на каждую страну обязанность уделять особое внимание развитию сфер культуры. Таким образом, индустрия культуры является одной из промышленных областей, которые влияют на экономическую деятельность, повышая культурный уровень в стране. Индустрия культуры и сферы культуры действуют как движущая сила в экономическом развитии, устраняя безработицу и создавая прямую и косвенную ценность. К тому же сферы культуры действуют как одно из сильных средств для реализации политической идеологии страны.
Как уже отмечалось, признание значимости культурных секторов особенно важно для недавно обретших независимость стран, таких как Азербайджан, который, несмотря на свою независимость всего 34 года, уже достиг значительных успехов в различных сферах. Помимо сохранения и передачи национальных и моральных ценностей будущим поколениям, культурные сектора обладают потенциалом для содействия диверсификации экономики, снижению безработицы и укреплению политического влияния. Эти факторы побудили меня исследовать роль и развитие культурных секторов в Азербайджане.
Принимая все это во внимание, решено впервые исследовать экономические аспекты индустрии культуры в Азербайджане. В статье имеются статистические данные. Сделанные выводы заключаются в том, что сферы культуры в Азербайджане претерпели волну развития с момента обретения страной независимости, и в последние годы наблюдаются определенные сдвиги. Тем не менее развитие индустрии культуры уступает индустриальному развитию на международном уровне, на что оказывают влияние различные проблемы.
В статье поднимается проблема влияние цифровых технологий на эффективность производства молока и мяса на предприятиях малого бизнеса. Авторы утверждают будущее производства молока и мяса на предприятиях малого бизнеса в Казахстане будет определяться внедрением инновационных технологий, устойчивыми методами ведения хозяйства и развитием новых рынков. Малые фермерские хозяйства имеют возможность использовать новые технологии для повышения эффективности, улучшения качества продукции и расширения рыночного присутствия. Государственная поддержка и инвестиции также играют ключевую роль в развитии сектора.
Инновации в производстве мяса в Казахстане играют ключевую роль в повышении конкурентоспособности местных фермерских хозяйств на внутреннем и международном рынках. Внедрение современных технологий, таких как автоматизация, цифровизация и использование биотехнологий, позволяет улучшить качество продукции, снизить затраты и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Поддержка государства и частных инвестиций в эти технологии также будет способствовать развитию мясной промышленности страны.
В статье произведена оценка уровеня потенциала современной наукоемкой экономики в стране. Изучено и уточнено понятие наукоемкой экономики. Доказана актуальность совершенствования наукоемкости и экономики знаний в обеспечении устойчивого экономического развития Казахстана. Для определения наукоемкости и значимости экономики знаний в экономическом развитии проведен обзор литературы и трудов казахстанских и зарубежных авторов. Изучено место Казахстана в рейтингах развития мировой экономики знаний. Для определения потенциала и уровня развития наукоемкой экономики в стране систематизированы макроэкономические показатели. Для формирования методики и методов оценки экономики знаний и наукоемкой экономики изучены труды ученых. Проанализированы основные показатели и проведена оценка современного состояния развития. По результатам оценки выявлены основные проблемы формирования наукоемкой экономики. Предложены пути решения этих проблем в научном и практическом плане. Вместе с тем, отражены основные отрасли экономики по применению научного потенциала в стране. Приведены примеры увеличения наукоемкости и в отраслях. Проведены обсуждения результатов оценки, выработаны дополнительные предложения по повышению научного потенциала и эффективному формированию наукоемкой экономики.
Проявление экономического развития характеризуется экономическим ростом. Однако быстрые темпы экономического роста сами по себе не могут гарантировать сокращение бедности и безработицы в стране, повышение благосостояния населения, решение острых социальных проблем. Текущий уровень бедности в Республике Казахстан составляет 5,3%, 1 миллион 619 тысяч человек, уровень безработицы – 4,7%, 452,2 тысячи человек. Бедность и безработица взаимосвязаны. С одной стороны, безработица ухудшает социальное положение граждан и приводит к бедности, с другой стороны, бедность ограничивает базовые потребности в качественном человеческом капитале, такие как поиск хорошей работы в будущем, получение образования, развитие. Цель исследования – изучить взаимосвязь между глубиной бедности, наемными работниками и показателями безработицы, а также создать многофакторную модель линейной регрессии. Для создания модели использовалось программное обеспечение Eviews. Результаты исследования показали, что безработица как зависимая переменная имеет тесную связь с наемными работниками и глубиной бедности как независимая переменная. Согласно модели можно сделать вывод, что безработица увеличивается по мере увеличения глубины бедности и снижается по мере увеличения числа наемных работников. На основе проведенного в исследовании анализа показаны пути повышения качества жизни.
Вопрос по устойчивому развитию банковской системы в экономике актуален с прошлых веков. В настоящее время развитие финансово-экономических отношений идет параллельно с применением инновационных технологий в банковской системе, новых форм и методов обслуживания клиентов, способов управления банком и глубоких трансформационных процессов. Теоретические и методические вопросы устойчивого развития коммерческих банков и кредитных организаций, организация внутренних структурных связей банковского менеджмента, а также определение стратегических приоритетов функционирования банков являются одними из актуальных и ведущих тем современной экономической науки.
Зарубежные и отечественные исследователи выявили различные понятия по устойчивому развитию банков и раскрыли их сущность. Соответственно, возникает необходимость понимания потока литературы из различных источников по понятию устойчивого банкинга и их классификации.
Посредством библиографического метода (R-package Bibliometrix), собранного в статье, было отобрано 577 статей в базе данных Scopus за период с 2018 по 2023 годы. Полученные результаты позволяют показать эволюцию развития и классификацию литературы по различным категориям с течением времени в устойчивом развитии банковской системы. Результат литературного обзора формирует направление и уровень исследования по устойчивому банкингу, интегративную структуру по рассмотрению. На ее основе выявляются и недостатки в исследованиях, определяя объем исследований литературы в устойчивом развитии банковской системы.
В эпоху глобализации спрос на таланты растет из года в год. Возможность создать необходимые условия для талантов также говорит об уровне конкурентоспособности страны. Поэтому авторы ставят цель выявить уровень привлечения талантов на рынок труда Казахстана с учетом их заинтересованности в нем. В этой связи было необходимым определение уровня привлекательности Казахстана для талантов среди 134 стран, используя годовой отчет, представленный всемирно известной исследовательской организацией INSEAD. Анализ выявил корреляционную связь между привлечением талантов и конкуренцией за таланты, а также значительное влияние привлечение талантов на саму конкуренцию. Результаты данной работы могут послужить основой для будущих исследований и действий, которые необходимо предпринять в этом вопросе. Вместе с тем были проанализированы данные опроса релокантов, предоставленные компанией Antal Kazakhstan. Как выяснилось, основная причина притока иностранной рабочей силы в нашу страну была напрямую связана с релокацией в Казахстан самих компаний.
Согласно итогам исследования показатели Республики Казахстан находятся на среднем уровне. Это значит, что страна должна прилагать необходимые усилия для возвращения своих талантов и привлечения иностранных талантов. Поэтому в качестве примера были рассмотрены страны с передовым опытом в миграционной политике и программах.
В то время как приток человеческого капитала из-за границы считается положительной ситуацией для экономики страны или региона, отток человеческого капитала из страны можно рассматривать, как равносильный сокращению инвестиций в экономику. Таким образом, отток человеческого капитала означает отток капитала из экономики одной страны и включение его в экономику другой страны.
Динамика миграционного потока в Казахстане в последние годы характеризуется ростом числа высокообразованных эмигрантов и сокращением притока высокообразованных иммигрантов, прибывших в страну. Отмечается, что в 2022 году количество переселенцев в страну сократилось вдвое по сравнению с показателями предыдущих десяти лет. Это говорит о том, что большинство покинувших страну-образованная молодежь и квалифицированные специалисты, что влияет на качество человеческого капитала Республики Казахстан.
В данной статье рассмотрена миграция человеческого капитала Атырауской области, определено влияние миграции на экономическое развитие региона, его рынок труда. Основной целью исследования является изучение проблем миграции трудоспособного возраста в Атырауской области и рассмотрение совершенствования мер борьбы с нелегальной миграцией, осуществляемых на национальном и международном уровнях.
Практическая значимость исследования состоит в том, чтобы уточнить наличие в Атырауской области ряда вопросов и процессов по миграции и дать рекомендации по решению этих вопросов.
В статье рассмотрены проблемы развития инновационного развития транспортно-логистической системы страны. Для выявление основных проблем составлена анкета на русском языке и доступна была онлайн. В анкетном опросе использовался выборочный метод, позволяющий на относительно небольшом количестве участников получить репрезентативные данные. Анкетирование проведено среди менеджеров управления транспортно-логистической системы на макро и микроуровнях, были охвачены участники перевозочного процесса с различными инновационным потенциалами.
По итогам опроса выявлено слабое развитие инновационных технологий в отрасли, недостаточно активно внедряются процессы инноваций, недостаточно развивается транспортная инфраструктура, инновационное положение их предприятия осуществляется через производство новой продукции (услуги) на основе новой приобретенной технологии, недостаточные темпы развития цифровизации, внедрения новых технологий, низкая степень автоматизации, недостаточный уровень развития инновационной инфраструктуры, нехватка специалистов отрасли, способных осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и внедрять их результаты в практической деятельности, низкий уровень взаимодействия образовательных и научно-исследовательских организаций с отраслью и другие. Из проведенного исследования необходимо акцентировать внимание на то, что транспортно-логистическая система является важной отраслью экономической и политической жизни страны, требующая скорейших решении для инновационного развития. Учитывая, при том, что Казахстан в рейтинге цифровой конкурентоспособности 2023 года занимает 34 место.
Цель исследования: изучение и выявление проблем инновационного развития транспортнологистической системы Казахстана с помощью анкетного опроса среди управленцев и сотрудников данной отрасли.
Задачи исследования: провести анкетный опрос, оценить состояние инновационного развития транспортно-логистической системы Казахстана и выявить, сдерживающие проблемы.
Одним из ключевых аспектов международного сотрудничества является обмен знаниями и технологиями между странами. Это включает в себя разработку и внедрение инновационных экологически чистых технологий, которые значительно сокращают выбросы углерода и обеспечивают рациональное использование ресурсов. Образовательные программы и исследовательские инициативы, финансируемые международными фондами, способны укрепить экологическую осведомленность и профессиональные навыки населения, что является основой внедрения устойчивых практик. Кроме того, важным направлением международного сотрудничества является разработка стратегий адаптации для стран, наиболее уязвимых к климатическим изменениям. Программы адаптации могут включать улучшение инфраструктуры, защиту экосистем и развитие устойчивых методов ведения сельского хозяйства. Эти шаги не только помогут избежать негативных последствий, но и откроют новые возможности для экономического роста. Экологическая роль в международных отношениях становится все более важной на фоне глобальных вызовов, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды, потеря биоразнообразия и истощение природных ресурсов. Ниже приведены некоторые ключевые аспекты этой роли: глобальные проблемы, международные соглашения, экономические интересы, глобальная безопасность, новые технологии и инновации, гражданское общество и активизм. Таким образом, только при всестороннем и взаимовыгодном сотрудничестве может быть достигнуто эффективное решение экологических проблем. Страны должны понимать, что укрепление глобального партнерства – это не просто возможность, а необходимость сохранить нашу планету и обеспечить благополучие будущих поколений. Кроме того; экология становится важным аспектом международных отношений и оказывает глобальное влияние на политику, экономику и безопасность стран.
Целью данной статьи является не только анализ текущего состояния рынка труда в Казахстане, но и предложение рекомендаций по оптимизации трудовой политики с учетом как текущих вызовов, так и потенциальных возможностей для устойчивого развития рынка труда в стране. Основываясь на широком спектре данных, включая статические показатели уровня безработицы, изменения законодательства и анализ судебной практики, мы стремимся выявить корреляции и причинно-следственные связи между трудовой дисциплиной и рыночными показателями. В этом исследовании представлен подробный сравнительный анализ количества трудовых споров и эволюции Казахстанского законодательства о трудовой дисциплине. Ключевые наблюдения включают взаимосвязь между строгими дисциплинарными нормами и снижением безработицы, влияние судебной практики на трудовую дисциплину и необходимость сочетания строгой дисциплины и справедливого отношения для предотвращения судебных споров. Полученные результаты дают ценную информацию для оптимизации трудовой политики в целях поддержки устойчивого развития рынка труда в Казахстане.
В статье проводится анализ уголовного законодательства по предупреждению экстремизма и терроризма среди осужденных в учреждениях пенитенциарной системы. Авторы отмечают высокий уровень внимания к вопросам предупреждения экстремизма и терроризма в последнее время в стране, с общим снижением преступлений данного характера. Исследования последних лет подтверждают, что информация об экстремистской идеологии в тюрьмах и ее влиянии на граждан вне тюрем критически важна и является глобальным приоритетом и требует глубокого исследования. В статье отмечается, что предупреждение экстремизма в тюрьмах осуществляется через два направления: предотвращение радикализации осужденных и социальную реабилитацию, включая отказ от радикальной идеологии. При этом, предупреждение следует за наказанием, представляя собой вторичную меру, так как требует сочетания различных средств воздействия. Авторы отмечают, что для усиления эффективности предупреждения радикализации необходимо обеспечение скоординированности в работе государственных органов с НПО, улучшение прозрачности и информированности граждан о ситуации в пенитенциарных учреждениях, улучшения подготовки кадров, использование превентивных механизмов, соблюдение прав заключенных и приверженность демократическим ценностям. Наряду с этим, важное значение приобретают мониторинг тюрем с целью раннего предупреждения радикализации осужденных, быстрое реагирование на возможные риски и угрозы. В данной статье также проводится анализ организационных структур, участвующих в дерадикализации тюремного контингента и анализ существующих недостатков. Сделан обзор правовой и институциональной базы, который способствовал пониманию проблемы и выработке соответствующих предложений по противодействию радикализации в тюрьмах.
В настоящее время договор займа активно применяется в юридической практике. Это напрямую связано с распространенностью в гражданском обороте данного договора. Некоторые виды займа регулируются помимо гражданского законодательства и иными нормативными правовыми актами. Правовая значимость договора займа, по мнению авторов, не в полной мере раскрыта национальным законодательством и имеет ряд спорных вопросов, в особенности сравнительного анализа с кредитным договором. В ходе исследования рассмотрены теоретические и практические аспекты договора займа. В данной статье анализируются понятия договора займа, стороны этого договора и предмет. Основной целью данной статьи является подробное рассмотрение содержания договора займа и его особенности и недостатки. Дополнительно были рассмотрены научные труды по теме кредитного договора. Основным методом исследования при написании статьи был выбран метод анализа, обобщения и систематизации. Важным результатом по окончании исследования стали выводы на основе использованного и изложенного материала. Практической значимостью данного исследования по мнению авторов, является содержание и выводы, которые могут быть использованы в обучении и дальнейшем исследовании этой темы.
ISSN 2790-332X (Online)