Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ МЕТОДОВ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.08

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы научно-методического обеспечения тьюторов при интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общество посредством адаптивного спорта, что было проанализировано на основе экспертного опроса специалистов данного сектора. Исследование основано на качественном методе анализа, при котором были проведены экспертные интервью с профессионалами, работающими с детьми с РАС в специализированных спортивных и коррекционных центрах. Для обработки собранных данных использовался метод тематического анализа, что позволило детально выявить ключевые темы и проблемы, связанные с тьюторским сопровождением детей с РАС. Внимание уделено отсутствию унифицированных теоретических подходов к обучению таких детей, а также необходимости разработки более эффективных и адаптивных методик, ориентированных на возраст и уровень развития каждого ребенка. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к каждому ребенку, необходимость активного сотрудничества родителей и тьюторов, а также значение сенсорной интеграции, как важного компонента в предотвращении профессионального выгорания тьюторов. Практическая значимость исследования заключается в предложении рекомендаций по совершенствованию подготовки тьюторов и созданию новых методик, ориентированных на детей с РАС, что способствует их успешной социализации и развитию.

Об авторах

С. Д. Аубакирова
НАО Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Россия

Сауле Аубакирова – PhD, старший преподаватель кафедры «Педагогика и   психология»

Астана, 010008



Н. Р. Абенова
НАО Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Россия

Наргиз Абенова – студент 1 курса PhD кафедры «Педагогика и психология»

Астана, 010008



Список литературы

1. Феденко, Е.Н. Особенности взаимодействия дошкольников с расстройствами аутистического спектра со сверстниками. Проблемы педагогики. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogospektra-so-sverstnikami (дата обращения: 06.02.2024).

2. Еремина С.В. Механизмы социализации детей с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации / С.В. Еремина. Молодой ученый. — № 34 (429). — 2022. — С. 98-102.

3. Лиходедова, Л.Н. Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Специальное образование. [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-s-rasstroystvamiautisticheskogo-spektra (дата обращения: 10.02.2024).

4. Pan, C.-Y., Chu, C.-H., Tsai, C.-L., Sung, M.-C., Huang, C.-Y., & Ma, W.-Y. (2016). The impacts of physical activity intervention on physical and cognitive outcomes in children with autism spectrum disorder. Autism. 21(2). Р. 190–202. doi:10.1177/1362361316633562

5. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). American Psychiatric Publishing. Р.345-346.

6. World Health Organization. (2001). International classification of functioning, disability and health. World Health Organization. Р.32-56.

7. Fournier, K.A., Hass, C.J., Naik, S.K., Lodha, N., & Cauraugh, J.H. (2010). Motor coordination in autism spectrum disorders: A synthesis and meta-analysis. Journal of Autism and Developmental Disorders. 40(10). Р. 1227- 1240.

8. Green, D., Charman, T., Pickles, A., Chandler, S., Loucas, T., Simonoff, E., & Baird, G. (2009). Impairment in movement skills of children with autistic spectrum disorders. Developmental Medicine & Child Neurology. 51(4). Р. 311-316.

9. Busti Ceccarelli, S., Ferrante, C., Gazzola, E., Marzocchi, G. M., Nobile, M., Molteni, M., & Crippa, A. (2020). Fundamental motor skills intervention for children with autism spectrum disorder: A 10-year narrative review. Children. 7(11). Р. 250-256.

10. Zampella, C. J., Wang, L. A., Haley, M., Hutchinson, A. G., & de Marchena, A. (2021). Motor skill differences in autism spectrum disorder: A clinically focused review. Current psychiatry reports. 23(10). Р.64.

11. Jurgens, A. Anderson, A. Moore, D.W. (2019) Maintenance and generalization of skills acquired through PECS training: a long-term follow-up. Dev Neurorehabil. 22(5). Р. 338-347.

12. Alsayedhassan, B., Lee, J., Banda, D. R., Kim, Y., & Griffin-Shirley, N. (2021). Practitioners’ perceptions of the picture exchange communication system for children with autism. Disability and rehabilitation. 43(2). Р. 211- 216.

13. Rosales, R., & Blake, J. F. (2023). Picture-Based Communication. In Handbook of Applied Behavior Analysis: Integrating Research into Practice. Cham: Springer International Publishing. Р. 1043-1057.

14. Адаптивный спорт. Аутизм ФРЦ. [Электронный ресурс] — URL: https://autism-frc.ru/life-insociety/sports/1244 (дата обращения: 15.02.2024).

15. Qadam Qazaqstan. [Электронный ресурс] — URL: https://www.instagram.com/qadam_qazaqstan/ (дата обращения: 15.02.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Аубакирова С.Д., Абенова Н.Р. ПРОБЛЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В АДАПТИВНОМ СПОРТЕ: ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ МЕТОДОВ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;74(3):86-97. https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.08

For citation:


Aubakirova S., Abenova N. PROBLEMS OF TUTORIAL SUPPORT IN ADAPTIVE SPORTS: EXPERT ASSESSMENTS OF METHODS FOR INTEGRATING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;74(3):86-97. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.08

Просмотров: 195


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)