Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

НАСЛЕДИЕ ЧИНГИСХАНА В КУЛЬТУРЕ САХА: МИФЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОСТСОВЕТСКИЕ НАРРАТИВЫ

https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.01

Аннотация

Чингизиды - потомки Чингисхана. Помимо монголов, чингизидами себя считают и казахи, но не по кровному родству, а потому что они входили в империю Чингисхана. Тем не менее, малоизвестным фактом является то, что народ саха на Дальнем Востоке России считает себя потомками великого монгольского правителя. В статье исследуются исторические мифы, подкрепленные некоторыми этнографическими и археологическими фактами, о том, как этот нарратив появился на свет. Дается обзор того, как этот миф используется в театре, кино и даже в рекламе. С этнографической точки зрения народ саха отличается от других коренных народов региона, и его взаимодействие с природой происходит иначе, что привело к созданию другого национального нарратива. В статье объясняется, как история пребывания в условиях российской колонизации способствовала формированию таких представлений. В конце представлено, как этот миф используется в постсоветский период, чтобы продемонстрировать превосходство саха над другими коренными народами республики, и как это воплощается в идеологии и деятельности современных националистов из числа саха. 

Об авторе

А. Вентсель
университет Тарту
Эстония

Аймар Вентсель – основной автор, PhD доктор истории, ассоциированный профессор, департамент «Этнологии»

Тарту, 17 



Список литературы

1. Alekseev N. A., Romanova, E. N., & Sokolova, Z.P. (2012). Yakuty (Sakha). Moscow: Nauka. P. 48- 62.

2. Alekseev N. A., Romanova, E. N., & Sokolova, Z.P. (2012). Yakuty (Sakha). Moscow: Nauka. P. 457-460.

3. Krillin D.V., Pavlova, V.N., Shevkov, S.D., (2000), Pisateli zemli Olonkho, NKI “Bichik”, Yakutsk. P. 3-6.

4. Alekseev N. A., Romanova, E. N., & Sokolova, Z.P. (2012). Yakuty (Sakha). Moscow: Nauka. P. 111-113.

5. Alekseev N. A., Romanova, E. N., & Sokolova, Z.P. (2012). Yakuty (Sakha). Moscow: Nauka. 58 p.

6. Alekseev N. A., Romanova, E. N., & Sokolova, Z.P. (2012). Yakuty (Sakha). Moscow: Nauka. 52 p.

7. Slezkine Y. (1991). The Fall of Soviet Ethnography, 1928-38. - Current Anthropology, 32, nr 4, P. 476-484.; Slezkine, Yuri (1994). The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularism. - Slavic Review, 53, nr 2, P. 414-452.; Bloch, Maurice (1983). Marxism and Anthropology. Oxford, New York: Oxford University Press.; Anderson, D. G.; Alymov, S. S.; Arzyutov, D. V. (Eds.). Life Histories of Etnos Theory in Russia and Beyond. Cambridge, UK: Open Book Publishers/Lightning Source for Open Book Publishers.

8. Luginov N. (2000). Chyngys-khaan yiaahynan, D’okuuskai: Bichik; Tyrylgin, M. A. (2000) Istoki fenomenal'noi zhiznesposonosti naroda sakha [Sources of Phenomenal Vitality of Sakha People]. Yakutsk: Bichik; Krivoshapkin-Aiynga, A. (1998). Evraziiskii soiuz. [Eurasian Union]. Yakutsk: Bichik.

9. Gumilev L.N.(1999). Drevnie tiurki. Moskva: Institut DI-DIK. Vol 1 and 2. 298 р.

10. Gumilev L.N. (2001). Etnogenez i biosfera Zemli. Sankt-Peterburg: Kristall. 236 р.

11. Viktor Shnirelman and Sergei Panarin, (2001), Lev Gumilev: His Pretensions as Founder of Ethnology and his Eurasian Theories, Inner Asia, Vol. 3, No. 1. P. 1-18.

12. Bassin M. (2016). The Gumilev mystique: biopolitics, Eurasianism, and the construction of community in modern Russia. Ithaca and London: Cornell University. 310 p.

13. Thornton R. J. (2018). Healing the exposed being: a South African Ngoma tradition. Wits University Press.

14. Laruelle, M. (2007) Religious Revival, Nationalism and the ‘Invention of Tradition’: Political Tengrism in Central Asia and Tatarstan, Central Asian Survey 26(2). P. 203–16.

15. Habeck J.O. (2023). Masculinity and Patriotism in Sakha (Yakutia) in the Context of Remilitarisation and Partial Mobilisation in Russia. – Northern Indigenous Cultures and Gender. The Proceedings of the 36th International Abashiri Symposium. The Association for the Promotion of Northern Cultures. P. 49–57.

16. Tarasova Z. (2021), All-Male Warrior Dances and Men’s Groups Coping with the Decline of Manhood and Immigration in the Sakha Republic (Yakutia). – Sibirica, Vol. 20, No. 2, Summer. P. 1–26.

17. Ashwin S., Lytkina, T. (2004). Men in Crisis in Russia: The Role of Domestic Marginalization. – Gender & Society, Vol. 18(2). P. 189–206.

18. Heath M. (2003). Soft-Boiled Masculinity: Renegotiating Gender and Racial Ideologies in the Promise Keepers Movement. – Gender & Society, Vol. 17(3). P. 423–444.

19. See Tarasova, Z. (2021), All-Male Warrior Dances and Men’s Groups Coping with the Decline of Manhood and Immigration in the Sakha Republic (Yakutia). – Sibirica, Vol. 20, No. 2, Summer. P. 1–26.

20. Habeck J.O. (2023). Masculinity and Patriotism in Sakha (Yakutia) in the Context of Remilitarisation and Partial Mobilisation in Russia. – Northern Indigenous Cultures and Gender. The Proceedings of the 36th International Abashiri Symposium. The Association for the Promotion of Northern Cultures. P. 49–57.

21. Habeck. J.O. (2023). Masculinity and Patriotism in Sakha (Yakutia) in the Context of Remilitarisation and Partial Mobilisation in Russia. – Northern Indigenous Cultures and Gender. The Proceedings of the 36th International Abashiri Symposium. The Association for the Promotion of Northern Cultures. P. 49–57.


Рецензия

Для цитирования:


Вентсель А. НАСЛЕДИЕ ЧИНГИСХАНА В КУЛЬТУРЕ САХА: МИФЫ, НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОСТСОВЕТСКИЕ НАРРАТИВЫ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;75(4):7-15. https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.01

For citation:


Ventsel A. GENGHIS KHAN'S LEGACY IN SAKHA CULTURE: MYTHS, NATIONAL IDENTITY, AND POST-SOVIET NARRATIVES. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;75(4):7-15. https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.01

Просмотров: 376


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)