Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

РЕФЛЕКСИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.15

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы развития гибких навыков старшеклассников и возможности использования рефлексии как инструмента по их самосовершенствованию. Исследование проведено с целью рассмотрения влияния рефлексии как инструмента самосовершенствования на развитие гибких навыков старшеклассников и выработки рекомендаций по введению в старших классах эффективных рефлексивных практик. Основными методами исследования стали литературный анализ имеющихся источников, анализ стандарта образования, учебных программ и планов уроков, анкетные опросы среди учителей, родителей и старшеклассников, а также методы моделирования.

Обозначена важность рефлексии в формировании личности человека в условиях специально организованной образовательной деятельности. Определены рефлексивные практики, которые можно использовать для развития гибких навыков у старшеклассников. При этом учителя, ученики и родители считают, что нужно активизировать данное направление. Для этого требуются комплексные меры для повышения информированности, обучения и поддержки всех участников процесса образования, особенно в старших классах. Полученные результаты позволяют признать рефлексию эффективным инструментом самосовершенствования в развитии гибких навыков старшеклассников, поскольку установлено, что рефлексивные практики оказывают на развитие гибких навыков у старшеклассников положительное влияние, особенно на критическое мышление и коммуникативные навыки. Сформулированы рекомендации по использованию рефлексивных практик для старшеклассников по дальнейшему развитию гибких навыков. 

Об авторах

К. О. Казиев
Атырауский университет имени Х.Досмухамедова
Казахстан

Карас Казиев - доктор философии (PhD), заведующий кафедрой «Психология и педагогика»

г. Атырау, 060000



А. Е. Мухаметкаиров
Павлодарский педагогический университет имени А.Маргулана
Казахстан

Арсланбек Мухаметкаиров - докторант ОП «Педагогика и психология»

г. Павлодар, 140000



Н. К. Махметова
Павлодарский педагогический университет имени А.Маргулана
Казахстан

Назигуль Махметова - преподаватель-эксперт, магистр социальных наук, ОП «Педагогика и психология»

г. Павлодар, 140000



Б. А. Матаев
Павлодарский педагогический университет имени А.Маргулана
Казахстан

Берик Матаев - доктор философии (PhD), ассоциированный профессор высшей школы педагогики

г. Павлодар, 140000



Список литературы

1. Дьюи, Дж. Понятие рефлекторной дуги в психологии. Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии — С. 70-83.

2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — С. 141—145.

3. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под. ред. М.Г. Ярошевского. - М.:Воронеж. — 1996. – 513 с.

4. Шалғынбаева Қ.Қ. Өзін-өзі тану негіздері: оқу құр. – Қарағанды: «АҚНҰР» баспасы, 2017. – 158 б.

5. Григорович, М.В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка / М.В. Григорович. Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 92-94.

6. Құрақбаева Қ.С. Университеттік білім беру жағдайындағы болашақ шетел тілі мұғалімдеріне педагогикалық рефлексияны қалыптастыру: 6D010300: док. PhD ... дис. – Алматы, 2015. – 172 б.

7. Оспанбекова М.Н. Болашақ бастауыш сынып мұғалімдерін инновациялық технологиялар негізінде оқушылардың рефлексиясын дамытуға даярлау: филос. док. (PhD) ...дис. – Алматы, 2018. – 192 б.

8. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. Перевод с англ. М. Злотник. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс. — 2001. – 414 с.

9. Семенов, И.Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии высшей школы экономики. Психология. Журнал Высшей школы экономики. —2007. — №3(4). — С. 108-126.

10. Василев, В.К. Рефлексия как прикладная проблема психологии. Культурно-историческая психология. — 2016. — № 3(12). — С. 208–225

11. Ожиганова, Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. №4(12) — С. 56-60.

12. Predyk, A. (2023) Reflection as a Component of Formative Assessment of Younger School Students in Modern Primary School. Problems of Education. №1(98). P. 330-346. https://doi.org/10.52256/10-3986.1-98.2023.21

13. Chan, C., & Lee, K. (2020) Reflection literacy: A multilevel perspective on the challenges of using reflections in higher education through a comprehensive literature review. Educational Research Review. №32. 100376 р. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2020.100376

14. Шубина, О.Н. Характеристика методов и способов обучения по Ю.К. Бабанскому. Обучение и воспитание: методики и практика. — 2016. — №1(30). — С. 146-151.

15. Давыдова, Г. И. Развитие творческой направленности личности в образовании: новая парадигма познания. Философская школа. — 2018. — №4. — С. 64-73. doi:10.24411/2541-7673-2018-10416

16. Козьмина, Ю.А., Заваленкова, Н.П., Карян, Е.А. Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций. Исследования молодых ученых: материалы LXXX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2024 г.). — Казань: Молодой ученый. — 2024. — С. 79-85.

17. Голубева, Н.М Современные научные подходы к пониманию феномена рефлексии. Современные проблемы науки и образования. — 2018. — № 3 (17). — C.58-61

18. Zhigitbekova, A.D., Zhigitbekova, B.D., Mukhametkairov, А.Е. (2024) Pedagogical technologies for the formation of soft skills in the educational process // Scientific information and analytical journal of the NAO «Pavlodar Pedagogical University named after Alkey Margulan» «Pedagogical Bulletin of Kazakhstan». №3(76). P. 63-77 DOI:10.52301/1991-0614-2024-3-63-77

19. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования: Утв. Министром просвещения Республики Казахстан 03.08.2022 года №348. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031 (дата обращения: 12.10.2024)

20. Типовые учебные программы по общеобразовательным предметам и курсам по выбору уровней начального, основного среднего и общего среднего образования: Утв. Министром просвещения Республики Казахстан 16.09.2022 года № 399. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029767#z41993 (дата обращения: 12.10.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Казиев К.О., Мухаметкаиров А.Е., Махметова Н.К., Матаев Б.А. РЕФЛЕКСИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;75(4):167-180. https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.15

For citation:


Kaziyev K., Mukhametkairov A., Makhmetova N., Mataev B. REFLECTION AS A SELF-IMPROVEMENT TOOL IN THE DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;75(4):167-180. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.15

Просмотров: 147


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)