Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

https://doi.org/10.47649/vau.25.v77.i2.33

Аннотация

Статья посвящена современным теоретическим вопросам проектирования механизмов социальной ответственности субъектов бизнес-предпринимательства. Объектом исследования выступают современные теоретические вопросы построения и реализации социальной ответственности бизнес-структур в условиях интенсивного развития рыночной экономики. Предметом исследования являются непосредственно механизмы социальной ответственности, включающие как организационную, так и инвестиционно-экономическую составляющие. Цель исследования - смоделировать теоретические механизмы социальной ответственности бизнеса на микро- и макроэкономическом уровнях для последующей их практической апробации, применения в региональных экономических системах.

В современных рыночных условиях, на всех уровнях функционирования экономической системы имеет место невысокий уровень социальной ответственности субъектов бизнес- предпринимательства. Широкий спектр проблем социальной ответственности субъектов бизнеса и предпринимательства связан с недостаточным уровнем проработки механизмов социальной ответственности на практике.

Исследование вопросов проектирования механизмов социальной ответственности рассмотрены по двум направлениям – микроэкономический и макроэкономический уровни. При проектировании механизмов социальной ответственности на микроэкономическом уровни учтены такие факторы, как организационно-правовая форма собственности предприятий, формирование специальных организационно-управленческих структур, разработка программ социальной ответственности и их технико-экономическое обоснование, потенциал инвестиционного обеспечения социальной ответственности. Применительно к микроэкономическому уровню предложена методика оценки эффективности инвестиций в социальную ответственность бизнес-организаций.

При проектировании механизмов социальной ответственности на макроэкономическом уровне учтены такие факторы, как деятельность государственных учреждений и организаций, социально- предпринимательских корпораций, неправительственных общественных организаций, экономический потенциал формирования фондов социальной ответственности на региональном, национальных уровнях. Применительно к макроэкономическому уровню сформулированы варианты экономического эффекта от реализации социальной ответственности. С учетом исследования всех потенциальных факторов влияния разработаны авторские модели механизмов реализации социальной ответственности бизнес-организаций.

В качестве основных методов исследования выступали собирательный метод, аналитический метод, метод установления взаимосвязей и закономерностей, синтетический метод и метод проектирования гипотез.

Об авторах

А. Б. Амерханова
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

Алтын Амерханова –  и.о.доцента кафедры «Туризм»

г. Астана



А. К. Темиргалинова
Торайгыров университет
Казахстан

Айгерим Темиргалинова - докторант кафедры «Экономика»

г. Павлодар



A. А. Титков
Торайгыров университет
Казахстан

Алексей Титков - кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика»

г. Павлодар



А. Ерсұлтанқызы
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
Казахстан

Айгерим Ерсултанкызы - старший преподаватель кафедры «Менеджмент»

г. Астана



Список литературы

1. Newman С., Rand J., Tarp F., Trifkovic N. Corporate Social Responsibility in a Competitive Business Environment // The Journal of Development Studies, – Volume 56, Issue 8. – 2020. https://doi.org/10.1080/00220388.2019.1694144 (accessed: 15.01.2025)

2. Takeuchi R., George G. Corporate Social Responsibility: An Overview and New Research Directions // The Academy of Management Journal, – Volume 59(2). – 2016. – P. 534 – 544. DOI:10.5465/amj.2016.5001 (accessed: 15.01.2025)

3. Абросимова Е. А. Социальное предпринимательство и социальная ответственность малого бизнеса: мифы и реальность // Журнал предпринимательского и корпоративного права. – № 3. – 2016. - С. 38 – 45.

4. Донева О.В. Критерии сформированности социальной ответственности студентов вуза // Фундаментальные исследования. – № 3 (часть 3). – 2014. – С. 580 – 584.

5. Крохоняткин М.Д. Социальная ответственность бизнеса: возможный механизм реализации // Труды Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Экономика, инновации и менеджмент. – № 3(105), – 2014. – С. 264 – 271. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-biznesa-vozmozhnyy-mehanizm-realizatsii (дата обращения 21.04.2024).

6. Механизмы корпоративной социальной ответственности. Корпоративное волонтерство. – 2023. [Электронный ресурс] – URL: https://spravochnick.ru/menedzhment_organizacii/korporativnaya_socialnaya_(дата обращения 21.04.2024).

7. Основные подходы к управлению социальной ответственностью организации. – 2022. [Электронный ресурс] – URL: https://studme.org/166052/ekonomika/osnovnye_podhody_upravleniyu_sotsialnoy_otvetstvennostyu (дата обращения 21.04.2024).

8. Лобызнекова В.А. Социальная ответственность компании в системе корпоративного менеджмента // Бизнес. Образование. Право. – №3(28), – 2014. – С. 168 – 173. [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21975052_33732888.pdf (дата обращения 21.04.2024).

9. Третьяков О.В. Управление корпоративным социальным инвестированием // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Санкт-Петербург, – 2018. – 147 с.

10. Закон Республики Казахстан «О социально-предпринимательских корпорациях». – 2023 [Электронный ресурс] – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30077823#pos=4;-106 (дата обращения 21.04.2024)

11. Неправительственные организации (НПО). – 2023. [Электронный ресурс] – URL: http://www.wehse.ru/cgi-bin/wpg/wehse_wpg_show_text_print.pl?term1304421849 (дата обращения 21.04.2024)


Рецензия

Для цитирования:


Амерханова А.Б., Темиргалинова А.К., Титков A.А., Ерсұлтанқызы А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;77(2):393-406. https://doi.org/10.47649/vau.25.v77.i2.33

For citation:


Amerkhanova A.B., Temirgalinova A.K., Titkov A.A., Yersultankyzy A. THEORETICAL ASPECTS OF DESIGNING BUSINESS SOCIAL RESPONSIBILITY MECHANISMS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;77(2):393-406. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.25.v77.i2.33

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)