Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

Учредитель и издатель журнала – Некоммерческое акционерное общество «Атырауский университет им. Х.Досмухамедова».

Журнал зарегистрирован в Комитете информации Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на переучет периодического печатного издания за № KZ21VPY00048733 от 04.05.2022 г. 

Журнал зарегистрирован Международным центром периодических изданий, имеет индекс печатной версии ISSN 2077-0197, online ISSN 2790-332X 

В Журнале публикуются результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок, а также научно-информационные материалы по социально-гуманитарному направлению: история и археология, педагогика и психология, экономика и право.

Текущий выпуск

Том 65, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ 

6-14 105
Аннотация

2022 год – год не случившегося юбилея СССР. Автор в связи с этой датой исследует понятие «геополитическая катастрофа». Приведены разные мнения по оценке распада СССР как геополитической катастрофы. Автор рассматривает распад Союза, как внешне, трудно объяснимое, но внутренне вполне обусловленное явление. И считает ее одной из многих геополитических катастроф в мировой истории. И данная геополитическая катастрофа рассматривается автором как инверсия, как этап диалектического развития. Как всякое крупное историческое явление, распад СССР имел свои положительные и свои отрицательные аспекты. Образовались суверенные национальные государства, имевшие многовековую историю, была устранена единая идеологическая надстройка, новые государства встали на путь развития демократии. На огромном евразийском пространстве также произошли вооруженные столкновения этнических групп, кланов, в ряде случаев, принявшие характер гражданской войны (Таджикистан, Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах), на территории РФ длился несколько лет затяжной вооруженный конфликт в Чечне. Все это нанесло огромный ущерб народам. Освободившись от идеологических догм прошлого, Россия и другие постсоветские страны сегодня выстраивают отношения на основе признания независимости, равноправия и экономического сотрудничества.

15-24 80
Аннотация

В статье раскрывается роль таможен при перевозке продуктов скотоводства из казахской степи. Развитие торгово-экономических отношений Казахстана и России занимает одну из важнейших страниц в истории данных государств. Одну из главных ролей во внешнеэкономической деятельности в XIX веке играли таможни. В XIX веке они регулировали не только торгово-экономические, но и политические отношения России с Казахстаном. Именно азиатское направление стало доминирующим во внешней политике Российской империи в указанный период времени. В статье уделено внимание основным направлениям торговли. Выделены наиболее значимые таможенные пункты, через которые осуществлялись торговые операции. Приводятся статистические и архивные данные по исследуемой проблеме. Торговые отношения имели огромное значение не только для Казахстана, но и для России. Раскрывается значимость отдельных таможен. В статье особая роль отводится меновой торговле, ярмаркам. Выделяются наиболее значимые центры ярмарочной торговли. В развитии торговых отношений огромную роль сыграл также извозный промысел. Перевозкой товаров в основном занимались казахи. Это занятие стало одним из основных, что давало возможность коренному населению иметь определенный заработок.

25-32 93
Аннотация

Статья освещает одну из сторону огромной научной и просветительской работы выдающегося представителя казахской национальной интеллигенции,одного из основателей движения «Алаш», государственного деятеля Халела Досмухамедова, чья яркая, полная борьбы и страдания, жизнь за светлое будущее своего народа совпала с периодом социалистического переустройства и установления Советской власти в Казахстане. Несмотря на его заслуги перед советской властью в деле скорейшей культурной модернизации казахского общества, был репрессирован в конце 30-х годах ХХ в. Его исследования об устной истории актуальны до сих пор и имеют важное значение для развития казахстанской историографии. Х.Досмухамедов одним из первых обратил внимание исследователей на связь эпики и фольклора с посведневной жизнью казахов. Впервые введены в научный оборот эпические поэмы казахов, такие как, «Кобыланды батыр», «Нарикоглы Шора», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр», «Шора батыр», «Едиге мурза» в 1922-1923 гг., в период работы в Киргизской* (Казахской) научной комисии. Вместе с А. Диваевым была написана книга «Хрестоматия из образцов киргизской (казахской) литературы». Дальнейшая разработка проблемы устной истории казахов была продолжена в его сборниках «Слова Мурата-акына», «Исатай-Махамбет» в 1924 году и «Легенда о постройке медресе Когельташ в Бухаре», изданного в Ташкенте в 1927-1928 гг. в которых по его мнению, отражены фрагменты пятивековой истории казахского народа. Он утверждает, что аналогично анналам (историческим рассказам) в европейской историографии, казахский исторический эпос сформировался как особая форма исторического сознания и познания в кочевом казахском обществе.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

33-41 89
Аннотация

Цифровизация образования – это тенденция в модернизации образовательной среды и означает преобразование всех типов информации, как тексты, звуки, изображения, видео и другие данные из различных источников на цифровой язык. Цифровая компетентность представляет собой сочетание знаний, умений и навыков студентов, которые через его мотивацию, профессиональные и личностные установки проявляются в межличностных взаимоотношениях и действиях в процессе обучения. Вопросы цифровизации образования, создания образовательной среды, разработки электронных образовательных ресурсов, внедрения цифровых технологий, значения «цифровой грамотности» и подготовки педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды остро ставятся в работах российских и зарубежных, отчественных исследователей. Художественно-графическая или цифровая компетентность в сфере цифрового образования выражается в создании виртуальных художественных произведений в разных отраслях промышленности (дизайн, проектирование), искусства (арты, скетчи, эмблемы) и образования (оформление учебных пособий, визуализация программ, иллюстрирование электронных учебников, 3D-моделирование). Данная статья рассматривает развитие цифровых компетентности студентов в художественном образовании с помощью компьютерного проектирования изделий этнодизайна. Использование компьютерных технологий в дизайнобразовании один из ведущих методов, приемов и форм обучения, направленных на формирование профессиональных компетенций и умений использовать эти технологии в профессиональной деятельности с целью достижения качественных и значимых результатов. Развитие компьютерной графики и компьютерных технологий и их интегрирование во все сферы деятельности, включая и сферу дизайна текстиля, обусловило такое требование социального заказа, как умение применять средства компьютерных технологий в профессиональной деятельности.

42-51 57
Аннотация

Одним из способов оптимизации учебно-воспитательного процесса является представление учебного материала в форме поликодового (креолизованного) текста. Креолизованный текст представляет собой нелинейный текст, в структурировании которого наряду с вербальными применяются иконические средства, а также средства других семиотических кодов (цвет, шрифт и др.), например в виде невербальных элементов как: иллюстрации, графические и изобразительные средства, схемы, видео- и фотосюжеты визуальные образы- рисунки и видео. самостоятельное создание требуемых компонентов контента. В качестве одного из средств наполнения содержания поликодового текста можно применить нейросети, в частности анонсированную в ноябре 2021 года нейросеть ruDALL-E от компании Яндекс, которая способна создавать изображения на основе текстового описания на различных языках или нейросеть Imagen от Google, которая генерирует изображения по описанию. Нейросеть Imagen разработала команда исследовательского проекта Google Brain, которая специализируется на изучении искусственного интеллекта на основе глубокого обучения. Рисунки созданные нейросетью Imagen от Google получаются хорошего качества, однако спектр возможных вариантов ограничен предложенным набор возможных значений При использовании нейросеть ruDALL-E от компании Яндекс, которая способна создавать изображения на основе текстового описания на различных языках. Получаются хорошего качества, при этом ruDALL-E способна создавать качественные изображения на основе текстового описания на различных языках. В статье приводится примеры использования названных выше нейросетей для генерации изображения по словесному описанию и делается вывод о возможности их использования в названных целях.

52-58 57
Аннотация

Проблема мотивации является одной из основных, фундаментальных в педагогике и психологии. Ее изучению посвящено большое количество отечественных и зарубежных исследователей. Мотивация является важнейшим компонентом в любой деятельности (спорт, чтение книги, изучение языка и т. п.), представляет огромный интерес для всех дисциплин. Мотивационная составляющая должна присутствовать на каждом занятии, так как благодаря ей обучающийся понимает предмет, обретает знания, расширяет кругозор. Мотивация напрямую связана с желание учиться, получать новые знания. В данной статье также рассматриваются виды и категории мотивации, соотношение между мотивом и целью занятия. Одной из ключевых ролей мотивации при обучении является четкое представление обучающегося о взаимосвязи изучаемого с будущей профессией, с карьерным ростом и т.п. За последние десятилетия изучение английского языка вне зависимости от осваиваемой специальности востребовано. Основой изучения данного языка послужит только мотивация, которая связана с дальнейшим представлением обучающегося с профессиональным ростом. Не всегда, как показывают исследования, мотивация у обучаемого присутствует на протяжении изучения материала. Зачастую она снижается или вовсе пропадает. Опыт и решение данных проблем рассматривается в статье.

59-71 82
Аннотация

В статье рассматриваются научно-педагогические основы современного экологического образования и воспитания, дан краткий анализ исследований по экологическому воспитанию школьников при обучении физике в средней школе. В статье предусмотрено усиление экологических аспектов и роли курса физики в открытии единства природы и окружающей среды, объяснении роли физических законов и явлений в окружающей среде. В статье определяется содержание экологического образования в соответствии с достижениями науки и техники в обучении физике, обосновываются виды уроков и методы и приемы обучения. Рассмотрены новые дидактические основы экологической подготовки учащихся к изучению физики в средней школе, разработана система экологического образования и воспитания учащихся в учебном процессе и определены ее признаки, показатели, уровни. В статье рассматриваются «современные производственные проблемы и экология» и «научно-технический прогресс и экология» как основные направления развития экологических знаний в процессе обучения физике. Были рассмотрены шесть направлений научно-технического прогресса (автоматизация, энергетика, новые технологии, новые материалы, информация, экология), на основе которых были определены применяемые экологические материалы. Данная работа предусматривает разработку экологически безопасных технологий в обучении физике в современных школах, исходя из социально-экономических условий в соответствии с развитием современной науки и техники. В статье раскрываются актуальные для современной школы вопросы экологического воспитания как условия всестороннего развития личности учащихся. В работе показана эффективность использования экологического компонента физики в самостоятельной работе школьников для повышения уровня сформированности практических навыков экологического характера. В представленной работе определена структура экологического материала, на основе которого осуществляется процесс формирования экологических навыков и умений курса молекулярной физики в средней школе. В статье описано использование инновационных технологий контроля качества образования на всех уровнях и этапах системы экологического образования в процессе обучения физике в школе. В работе дается краткая характеристика практической работы как инструмента повышения уровня экологической готовности учащихся в сложившейся ситуации. В статье описывается роль экологического воспитания в образовательном процессе, обеспечивающая уровень развития учащихся и учитывающая их индивидуальные особенности, интересы и склонности. В представленной работе разработаны методические рекомендации по совершенствованию экологического образования в преподавании физики в средней школе на основе современных инновационных технологий. Статья представляет интерес для ученых, методистов, а также всех, кто занимается модернизацией современного общества.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 

72-80 114
Аннотация

В этом исследовании рассматривается влияние управления человеческими ресурсами на эффективность организации. В быстро меняющейся конкурентной среде человеческие ресурсы являются одним из важным источником неоспоримого преимущества в рыночных условиях. Системы человеческих ресурсов могут внести свой вклад в постоянное конкурентное преимущество, способствуя развитию компетенций, специфичных для конкретной компании. В данной работе, подчеркнув, что кадровый потенциал является важным источником конкурентного преимущества, дается определение стратегического управления человеческими ресурсами. Общие принципы стратегии управления человеческими ресурсами уже заложены исследователями и продолжают развиваться в настоящее время. Вместе с тем, по признанию многих авторов и за рубежом сложилось неоднозначное и даже противоречивое отношение у стратегии управления персоналом. Несмотря на то, что существует определенный опыт использования принципов стратегического управления человеческими ресурсами в практике передовых организаций, закладываются теоретические и методологические основы данного направления, на сегодняшний день концепция управления человеческими ресурсами не сформирована до конца и продолжает развиваться. Исследование показало, что система вознаграждения положительно влияет на удовлетворенность работой, а аттестация работников может напрямую определить продуктивность работников. Кроме того, необходимо отметить, что обучение персонала играет на прибыльность организации. На конкретных примерах из академических исследований, касающихся влияния стратегической практики управления человеческими ресурсами на результаты деятельности организации, делается вывод о том, что управление человеческими ресурсами имеет значительную связь с результатами производительности деятельности организации.

81-87 55
Аннотация

Жилищную инфраструктуру вузов формируют студенческие дома и общежития, социально-экономического состояние которых влияет на уровень комфортности обучающихся. Исследование социально-экономического состояния расширения жилищной инфраструктуры вузов основано на теоретико-методические обосновании основных аспектов и изучение зарубежного опыта. Проведен анализ современного социально-экономического состояния фонда жилищной инфраструктуры казахстанских вузов и оценка социальных аспектов значимости функционирования студенческих общежитий. Проблема расширения фонда вузовской жилищной инфраструктуры полагается на исследовании инструментов инвестирования строительства новых и модернизации действующих вузовских жилищных инфраструктурных объектов в Казахстане, а также разработке рекомендации проведения социально-экономической оценки расширения фонда студенческих общежитий. В этой связи рассматривается инструмент государственно-частного партнерства как эффективная форма экономического хозяйствования в расширении фонда вузовской жилищной инфраструктуры и возможные механизмы его стимулирования. В данной статье приведены рекомендации, связанные с социально-экономическими условиями расширения жилищной инфраструктуры по ВУЗам Республики Казахстан. Также данная статья подготовлена в рамках научного проекта AP09260210 «Социально-экономическая оценка расширения жилищных и социальных объектов инфраструктуры вузов».

88-96 89
Аннотация

Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. Общество постоянно критикует государственного служащего. Поэтому государственным служащим своим скромным поведением, ответственностью, профессионализмом необходимо сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству в целом и его институтам. В Этическом кодексе предусмотрены меры по предупреждению ситуаций, приводящих к нарушению этических норм и возникающих при коррупционных явлениях. Поэтому сегодня ведется соответствующий контроль за работой, действиями и служебной этикой государственных служащих.

Проведение системного контроля за соблюдением стандартов поведения государственных служащих, в свою очередь формирование антикоррупционной культуры на государственной службе и предупреждение нарушений требований законодательства о государственной службе, О противодействии коррупции и норм служебной этики, обязанности, ограничения и дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу, ответственность служащих, рассмотрены мероприятия по соблюдению всеми государственными служащими норм высокой моральной этики.

В данной статье проанализирован этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан. Рассмотрена сущность профессиональной этики государственных служащих. На основании проведенного анализа мы пришли к выводу, что главной мотивацией государственного служащего должна быть внутренняя мотивационная составляющая.

97-102 113
Аннотация

Данная статья посвящена архиважной проблеме современности – проблемы безработицы и механизма правового регулирования в Республике Казахстан. В данной статье рассматриваются проблемы безработицы в Республике Казахстан, так как в любом цивилизованном государстве уровень безработицы и трудоустройства является показателем экономики страны. В статье анализируется нормативно-правовая платформа регулирования трудовых отношений, в том числе отношений в сфере занятости населения, позволяющая четко регламентировать рассматриваемые отношения в правовом поле. Правительством Республики Казахстан ведется постоянная работа по снижению уровня безработицы в стране, разработана целая система по искоренению безработицы, но главным вызовом не только для Казахстана, но и для всего мирового сообщества стала пандемия COVID–19. Условия тотального карантина, переход на дистанционный формат работы, закрытие границ между государствами «ударили» по привычной и стабильной деятельности многих предприятии, что соответственно, повлекло сокращение рабочих мест. Целью данной статьи является раскрытие правовых проблем в сфере занятости населения в РК, сравнительный анализ с аналогичным законодательством других стран. В статье рассматриваются ключевые этапы государственной правовой деятельности в сфере обеспечения занятости населения.

103-111 77
Аннотация

В статье анализируется цифровое право Республики Казахстан, его особенности, необходимость признать его как самостоятельный объект гражданских правоотношений.

Автор статьи поднимает вопрос о правовой природе цифрового права, о том что цифровое право это новый правовой феномен. Бурное развитие цифровых технологий и повсеместное их применение связано с большим пластом нормативного материала, а это неразделимо связано, конечно же с экономикой.

Само Цифровое право складывается как комплексно сформированный институт права, который обеспечивает нормативно-правовое регулирование цифровой среды.

Сам механизм правового регулирования общественных отношений в цифровой среде основывается в первую очередь на том, что они имеют информационную природу, поскольку возникают по поводу совершения тех или иных действий с информацией в цифровом виде – цифровыми данными.

Интернет породил свою собственную сферу права. Интернет-право – это динамичная, гибкая и неизведанная область практики, где правила еще не определены окончательно.

На самом деле, это даже не отдельная область права, фактически это смесь теории и практики, взятых из различных сфер, мешанина из частей, взятых из интеллектуальной собственности, гражданских свобод, деликтного, международного торгового, коммерческого и коллизионного права». Такое понимание сохраняется и поныне.

И сегодня, юристы отмечают, что в отличие от всех других отраслей права интернет-право не является конкретной, стабильной и надежной областью практики и охватывает собой принципы и правила из ряда различных отраслей, включая, в частности, сферу гражданских свобод, договорное право, законодательство об интеллектуальной собственности, об информационной безопасности, о защите прав потребителей и прочее.

112-120 88
Аннотация

В статье представлен обзор гендерного равенства и обзор современной гендерной политики в Казахстане по основным приоритетам государственной политики в отношении женщин, приведены данные о рейтингах гендерного равенства, проанализирована доля женщин в парламенте на глобальном и национальном уровнях. Определены основные направления концепции гендерной политики в Республике Казахстан. Гендерное равенство – важный компонент в обеспечении активного участия женщин в политической, экономической и социальной жизни страны. Подробно освещена проблема гендерного равенства в социально-политической сфере.

Одним из наиболее актуальных и социально значимых вопросов, стоящих сегодня перед обществом, является гендерная политика. Гендерная политика варьируется от страны к стране. Поддержка гендерной политики является приоритетом в нашей стране. По нашему мнению, чтобы способствовать реализации гендерной политики, закон должен предусматривать определенные льготы для женщин. Мы верим, что если женщинам будет помогать, гендерная политика страны продвинется вперед.

В статье обозначены основные приоритеты государственной политики Республики Казахстан в отношении женщин с использованием трудов отечественных и зарубежных ученых, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка, Международная конвенция ООН о расовой дискриминации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.