Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЭКСПЕРТИЗЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА

https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.16

Аннотация

В статье представлена методика формирования экспертных компетенций у магистрантов педагогических специальностей в области оценки цифрового образовательного контента. Цель проведенного исследования - изучение и разработка методики обучения будущих педагогов экспертизе цифрового образовательного контента. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки педагогов, способных критически оценивать цифровые ресурсы, используемые в образовательном процессе. Описана структура элективного курса, включающего теоретическую и практическую подготовку, анализ цифровых образовательных ресурсов, создание и экспертизу авторских образовательных продуктов. Методика основана на компетентностном и междисциплинарном подходах, применении квалиметрических методов и инструментов экспертной оценки. Результаты внедрения показали положительную динамику в формировании экспертных компетенций будущих педагогов, что подтверждает эффективность предложенного подхода. Особенность методики заключается в интеграции педагогических знаний с технологическими. Предложенная методика соответствует уровню подготовки магистрантов, у которых имеется глубокое профессиональное осмысление и готовность к научному анализу цифровых образовательных ресурсов. Обучение магистрантов основам экспертизы позволит подготовить их к оценке контента, который доступен на различных платформах. Как показывает опыт, действующие педагоги, не имея сформированных компетенций, затрудняются в оценивании применяемых цифровых ресурсов. Материалы статьи могут быть полезны вузам, реализующим программы подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации образования.

Об авторах

Г. Б. Ахметова
Университет Ж. Ташенева
Казахстан

Гульнара Ахметова – доктор педагогических наук, профессор

г. Шымкент, 160012 



Ж. Б. Ахметова
Институт раннего развития
Казахстан

Жазира Ахметова - магистр социальных наук, научный сотрудник

г. Астана, 010000



Список литературы

1. Нурбекова Ж.К. Теоретико-методологические основы обучения программированию. – Монография. – Павлодар: - 2004. – 225 с.

2. Нургалиева Г.К., Артыкбаева Е.В. Электронное обучение как условие инновационного развития системы образования. //Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». - № 1 (35). - 2012 – С. 9-12.

3. Ахметова Г.Б., Тажигулова А.И. Концепция создания цифровой образовательной среды школы. //Известия КазУМОиМЯ. Серия: Педагогические науки, 2023 - С.280-301

4. Бидайбеков Е.Ы. IT-подготовка будущих педагогов в Казахстане //Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2011. – №. 7. – С. 87-100.

5. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: метод. пособие. - СПб., 2003. - 55 с.

6. Исаев А.П., Мартынова Е.В. Методическая экспертиза как инструмент повышения педагогической квалификации авторов электронных образовательных ресурсов// Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2023. – №. 4 (52). – С. 35-45.

7. Адольф В.А., Адольф К.В. Угрозы цифровизации образования и их решение //Научный компонент. – 2022. – №. 1 (13). – С. 88-95.

8. Marouane S., Sefri Y., Rhihil A. [2023] Quality Assessment of Digital Resources in Education. – May 2023. - Hunan Daxue Xuebao/Journal of Hunan University Natural Sciences. - 50(5):7. - P. 38-44.

9. Назарова С.И. Экспертиза качества педагогического образования на основе профессионального стандарта педагога / С.И.Назарова // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). – С. 129–134.

10. Евстрактикова А.В., Болотова Е.Л. Экспертиза как вид профессиональной деятельности в образовании//Педагогический поиск. Наука и Школа - № 6 - 2016 – С. 125-129 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertiza-kak-vid-professionalnoy-deyatelnosti-v-obrazovanii/viewer (Дата обращения 20.04.2025)

11. Nieto-Márquez N., Martínez Al., Baldominos Al., Petronila Al., Nieto M. Assessment of the Effects of Digital Educational Material on Executive Function Performance. - Original Research article. - Front. Educ., 23 November 2020. - Sec. Digital Education. - Volume 5 - 2020

12. Антонова Т.А. Проведение внутренней экспертизы качества школьной образовательной среды//Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.61-72.

13. Никуличева Н.В. Методика проведения экспертизы дистанционного курса // Интерактивное образование. – 2019. – № 3. – С. 16-20.

14. Ефремов К. Психологические аспекты экспертизы образовательных программ//Педагогическая диагностика. - 2008. - №1. - С.6-15.

15. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений - М.: Академия: - 2008. - 329 с.

16. Davletova A., Tolegenova Zh., Akhmetova G., Kanaibekova G., Yerkegaliyeva G. Fostering digital culture of future teachers via open educational environment in the Republicof Kazakhstan. - //International Journal of Innovative Researchand Scientific Studies. - 8(3) 2025. - P. 4579-4585

17. Сейітқазы П.Б., Аспанова Г.Р., Жапарова Б.М. [2025] Самопрезентация учителя в социальных сетях как компонент формирования личного бренда [Teacher's self-presentation on social media as a component of personal brand formation]. «Вестник Атырауского университета имени Х.Досмухамедова». - № 1. (76) 2025. - С.118-132 – [Электронный ресурс] - URL: https://www.vestnik-asu.kz/jour/issue/current (дата обращения 08.08.2025)

18. Об утверждении требований к структуре и содержанию учебников для организаций среднего образования и учебно-методических комплексов для дошкольных организаций, организаций среднего образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 апреля 2022 года № 132. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 апреля 2022 года № 27415. [Электронный ресурс] - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200027415 (дата обращения 20.04.2025)


Рецензия

Для цитирования:


Ахметова Г.Б., Ахметова Ж.Б. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЭКСПЕРТИЗЕ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):192-202. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.16

For citation:


Akhmetova G., Akhmetova Zh. FEATURES OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO EXAMINING DIGITAL EDUCATIONAL CONTENT. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):192-202. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.16

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)