Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATCH

https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.18

Аннотация

Использование визуальной программной среды Scratch оказывает эффективное влияние на развитие цифровой грамотности школьников. Scratch предоставляет интуитивно понятный интерфейс и блочную структуру программирования, что позволяет учащимся осваивать основы алгоритмизации, логического мышления и творческого дизайна, а также совершенствовать свои знания. Развитие цифровой грамотности учащихся осуществляется через авторскую программу для 4-х классов, которая включает теоретические и практические задания, направленные на развитие вычислительного мышления и навыков решения проблем. В эксперименте приняли участие 82 учащихся начальной школы, эксперимент состоял из двух этапов: определения начального уровня знаний (pre-тест) и итогового теста (post-тест). Это позволило оценить эффективность программы в практическом применении. Авторская программа для развития цифровой грамотности через Scratch положительно влияет на развитие когнитивных, творческих и социальных навыков учащихся, готовя их к успешному освоению современных технологий и открывая новые возможности для личного и профессионального роста. Интеграция национальных ценностей в программу позволяет учащимся глубже понять свое культурное наследие и развивать его с помощью современных технологий. Это помогает подготовить их к тому, чтобы в будущем они стали конкурентоспособными личностями, сохраняя при этом свою национальную идентичность.
Цель статьи - выявить возможности развития цифровой грамотности учащихся с помощью среды визуального программирования Scratch. В статье рассматриваются методические аспекты обучения цифровой грамотности с помощью среды Scratch, влияние на когнитивное развитие учащихся, а также возможности применения программы в образовательном процессе начальной школы.

Об авторах

Н. К. Токжигитова
Торайгыров университет
Казахстан

Нургуль Токжигитова – доктор философии PhD по специальности 6D011100 – Информатика факультета «Computer Science»

г. Павлодар



А. О. Низанова
Средняя школа №5 имени Ахмета Жубанова
Казахстан

Анар Низанова – учитель информатики

Алматинская область, г. Конаев



Список литературы

1. Зуева А. ICILS-2018: Компьютерлік және ақпараттық сауаттылықты халықаралық зерттеу: Тест тапсырмалар жинағы / А. Зуева. – Нұр-Сұлтан: ҚР Білім және ғылым министрлігі, «Ақпараттық – талдау орталығы» АҚ, 2019. – 101 б.

2. Бастауыш сыныптарда «Цифрлық сауаттылық» пәнін оқыту бойынша әдістемелік ұсынымдар. – Нұр-Сұлтан: Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы, 2022. – 148 б.

3. Сабырханова Л. Ш., Ибашова А. Б., Белесова Д. Т. Информационно-образовательная среда по курсам Scratch и робототехника в начальной школе: особенности и актуальность // Известия. Серия: Педагогические науки. – 2023. – Т. 68. – № 1.

4. Ибашова А. Б., Кадирбаева Р. И., Нурмуханбетова Г. К., Сулейменова Л. А., Белесова Д. Т. Исследование информационно-образовательной среды в начальной школе в условиях Smart-образования // The Scientific Heritage. – 2021. – № 63-4. – 17-23 с.

5. Абильдина С. К., Копбалина К. Б., Южел Г. Бастауыш сынып оқушыларының цифрлық сауаттылығын қалыптастыру // Известия. Серия: Педагогические науки. – 2023. – Т. 70. – № 3.

6. Евдокимова В. Е., Черепанова Е. А. Использование среды программирования SCRATCH на уроках информатики в начальных классах // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2022. – № 2 (54).

7. Wilson A., Hainey T., Connolly T. Using Scratch with primary school children: an evaluation of games constructed to gauge understanding of programming concepts // International Journal of Game-Based Learning (IJGBL). – 2013. – Т. 3. – № 1. – 93-109 р.

8. Olabe J. C., Olabe M. A., Basogain X., Castaño C. Programming and robotics with Scratch in primary education // Education in a Technological World: Communicating Current and Emerging Research and Technological Efforts. – 2011. – 356-363 р.

9. Kobsiripat W. Effects of the media to promote the Scratch programming capabilities creativity of elementary school students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Т. 174. – 227-232 р.

10. Stewart W., Baek K. Analyzing computational thinking studies in Scratch programming: A review of elementary education literature // International Journal of Computer Science Education in Schools. – 2023. – Т. 6. – № 1. – 35-58 р.

11. Greifenstein L. Effective Feedback on Elementary School Scratch Programs // Proceedings of the 17th ACM Conference on International Computing Education Research. – 2021. – 417-418 р.


Рецензия

Для цитирования:


Токжигитова Н.К., Низанова А.О. РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATCH. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):214-222. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.18

For citation:


Tokzhigitova N., Nizanova A. DEVELOPING DIGITAL LITERACY IN THE ELEMENTARY SCHOOL USING THE SCRATCH VISUAL PROGRAMMING ENVIRONMENT. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):214-222. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.18

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)