Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ: АНАЛОГИИ И МОДЕЛИ

https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.19

Аннотация

В статье рассматривается, наряду с применением контрольных, экспериментальных, математических методов, необходимость систематического применения аналогий и моделей, как метода научного познания и вида творческой деятельности, в процессе обучения физике и других естественных дисциплин. Выявлена важность применения метода аналогий и моделей для понимания физических законов и явлений и их теоретических представлений. Метод аналогии и моделей можно эффективно применять, если использовать такие современные технические средства обучения как компьютер и мультимедийные обучающие программы по физике. Метод аналогии моделирования, как объект и средство познания, способствует в обучении физике повышению качества знаний и снижению психологической нагрузки на учащихся.
В работе авторами предлагаются разработанные компьютерные модели для обучения физике.
Эффективность метода аналогии и моделирования, основанного на развитии творческих способностей и формулирующего деловые навыки учащихся, экспериментально проверен и представлены результаты.
Применение аналогии и моделирования в школьном курсе физики, как метода учебного познания, является одной из основных задач физического образования в школе. Данный метод дает возможность формирования правильных представлений о современной научной картине мира, научного мировоззрения, творческого мышления обучающихся, проведения научных исследований физических явлений, процессов, объектов. Цель статьи-рассмотреть, изучить методы научного познания в преподавании курса физики в школе: применение аналогии и моделирования.

Об авторах

Б. У. Куанбаева
Атырауский университет им. Х. Досмухамедова
Казахстан

Баян Куанбаева - кандидат педагогических наук, доцент

г. Атырау



Г. К. Жусупкалиева
Атырауский университет им. Х. Досмухамедова
Казахстан

Галия Жусупкалиева - кандидат педагогических наук, доцент

г. Атырау
E-mail: 



М. Е. Рахметов
Атырауский университет им. Х. Досмухамедова
Казахстан

Максот Рахметов - основной автор, доктор философии, старший преподаватель

г. Атырау



Ж. А. Наукенова
Высший колледж ApecPetroTechnic
Казахстан

Алтынай Наукенова - педагог иследователь

г. Атырау



Список литературы

1. Жусупкалиева Г., Куанбаева Б., Салтанова Г., Тумышева А. & Рахметов М. (2023). Физикалық есептерді шығару үдерісінде STEM технологиясын қолдану. Қазақстан Республикасы Ұлттық ғылым академиясының Хабаршысы, 4, Б.119-130

2. Li Y., Hibbard R., Sercombe P., Kelk A. & Xu C. (2021). Inspiring and engaging high school students with science and technology education in regional Australia. STEM Educ., 1(2), 114 p.

3. Имашев Г., Куанбаева Б.У., Тумышева А. А., & Салыкбаева Ж. (2021). Усиление политехнической направленности изучения курса физики в соответствии с уровнем развития современной техник. Мир науки, культуры, образования, 4 (89), С. 35-38

4. Bocharova J.Yu., Bagachuk A.V., & Safonova M.V. (2020). The role of educational results in designing a model of pedagogical internship in engineering and technology. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 45(3), С. 508-516

5. Зубова Н. В., & Даммер М. Д. (2021). Реализация идей STEM-образования на занятиях по физике в технологическом вузе. ББК 74.58: 74.202 С56, 4, 143 с.

6. Қазақстан Республикасында жоғары білімді және ғылымды дамытудың 2023 – 2029 жылдарға арналған тұжырымдамасы (2023, 28 наурыз). № 248 қаулысы. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P2300000248. (қаралған уақыты 10.01.2023)

7. Обухов А. С., & Ловягин С. А. (2020). Задания для практики STEM-образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу. Исследователь, 2 (30), С. 63–80

8. Чихачева О.А. (2020). STEM-технологии в современном образовании. Современное образование: наука и практика, 1, С. 26-31

9. Қазақстан Республикасы Оқу-ағарту министрінің Бұйрығы. Мектепке дейінгі тәрбие мен оқытудың, бастауыш, негізгі орта, жалпы орта, техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім берудің мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттарын бекіту туралы: 2022 жылдың 3 тамызда, №348 бекітілген. URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/V2200029031. (қаралған уақыты 10.01.2023)

10. Кудинов В. В. (2023). Модель подготовки будущего учителя физики на основе междисциплинарных и прикладных подходов STEM-образования. Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров, 2(30), С.129–138


Рецензия

Для цитирования:


Куанбаева Б.У., Жусупкалиева Г.К., Рахметов М.Е., Наукенова Ж.А. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ: АНАЛОГИИ И МОДЕЛИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):223-233. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.19

For citation:


Kuanbayeva B., Zhusupkalieva G., Rakhmetov M., Naukenova A. METHODS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE IN TEACHING PHYSICS: ANALOGIES AND MODELS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):223-233. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.19

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)