ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГИДРОНИМОВ В РАМКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.20
Аннотация
В статье подробно рассматривается методологическая основа интегрированного изучения гидронимов (названий водных объектов) с общественно-естественными дисциплинами. Поскольку область топонимики по сравнению с другими областями лингвистики носит поликомплексный характер, тесно связана с естественнонаучными, гидрологическими, науками о земле, другими областями науки, актуальность интегрированного обучения гидронимам - одной из областей топонимики. В этом контексте значение передаваемых в междисциплинарной связи знаний, а не отдельных предметных знаний, определялось методологической основой и эффективностью интегрированного обучения гидронимов в образовательные программы бакалавриата «история», «География», «Биология», «Туризм и сервис», «Экология». Были предложены образцы заданий на совершенствование лингвокогнитивных знаний обучающихся относительно наименований воды, представление национального кода, лежащего в основе названий рек и озер, развитие навыков рассмотрения языка как символического выражения человеческого опыта. Были изучены гидронимы, которые легли в основу некоторых названий населенных пунктов, обобщена информация, имеющаяся в настоящее время. Кроме того, в статье было всесторонне рассмотрено значение изучения гидронимического индикатора-терминов как культурного, исторического, географического кода, а не только как языковой единицы, и то, что в познании природы гидронимов выделяется познавательная, познавательная функция языка.
В качестве методов исследования использовались методы анализа, синтеза, ассоциативного эксперимента, семантической карты, когнитивного анализа. Научная значимость исследовательской работы заключается в рассмотрении методологической основы обучения гидронимов междисциплинарному характеру, практическая значимость заключается в том, что гидронимы находятся в контакте с другими областями науки, носят поликомплексный характер.
Ключевые слова
Об авторах
А. ДауткуловаКазахстан
Акмарал Дауткулова – докторант, кафедра теории казахского языка и методики преподавания; Постдокторант
г. Алматы
г. Атырау
М. Атабаева
Казахстан
Мереке Атабаева – доктор филологических наук, профессор
г. Алматы
Г. Мадиева
Казахстан
Гульмира Мадиева – доктор филологических наук, профессор
г. Алматы
П. Байтимбетова
Казахстан
Перизат Байтимбетова – докторант
г. Алматы
Список литературы
1. Өстеміров К. Қазіргі педагогикалық технологиялар мен оқыту құралдары. – Алматы: «Казпрофтех», 2007. 144 б.
2. Дәулетбекова Ж., Рай Қ., Нұрышева Г., Рахметова Р. Тілді оқыту: интеграциялық білім мен интеллектуалдық тұлға қалыптастырудың сабақтастығы: монография. – Алматы: «Нурай Принт Сервис» 2014. 243 б
3. Рысберген Қ. Ұлттық ономастиканың лингвокогнитивтік негіздері. – Алматы: Дайк-Пресс, 2011. 328 б
4. В.Н.Попова «Гидронимия Павлодарской области» кандидаттық диссерциясы, 1966 ж.
5. Г.Б.Мадиева «Гидронимия Восточного Казахстана» кандидаттық диссертациясы, 1991ж.
6. Г.Ш.Бекенова «Қазақстанның солтүстік өңірі гидронимдері (семантикалық типология)» кандидаттық диссерциясы, 1966 ж.
7. Жанұзақ Т. Жер-су атаулары (этимологиялық анықтамалық). – Алматы: Өнер, 2011. 496
8. Каймулдинова К. Қазақ топонимдерінің этноэкологиялық негіздері. – Алматы: «Ғылым» баспа орталығы, 2001. 92 б
9. Тілеубердиев Б. Қазақ ономастикасының лингвоконцептологиялық негіздері. – Алматы: «Арыс» баспасы, 2007. 280 б
10. Бияров Б. Жер-су аттарының сөзжасамдық үлгілері: монография. – Алматы: Мемлекеттік тілді дамыту институты, 2012. – 460 б.
11. Кожакару В. Toponimia ca tezaur lingvistic şi patrimoniu cultural. Academia Romana Institutul de Filologie Romana Alexandru Philippide // 2023. 71-84 бб. Available at: — URL https://www.scopus.com/pages/publications/85205998101# (accessed: 14.12.2024)
12. Уфимцева Н.В. Русские: опыт ещё одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 207 с.
13. Avdić, B., Mirić, R., Drešković, N., & Krevs, . (2023). Cultural crossroads in toponymy: case study of Bosnia andherzegovina. in Place naming, identities and geography: Critical perspectives in a globalizing and standardizing world (pp. 341–361). Springer. Available at: — URL https://doi.org/10.1007/978-3-031-21510-0_15 (accessed: 14.12.2024)
14. Hariyanto, P., Zalmansyah, A., Endardi, J., Sukesti, R., Sumadi, S., Abidin, Z., Ratnawati, R. (2023). Language main-tenance and identity: a case of Bangka malay. International Journal of Society, Culture, and Language, 11(2), 60–74. Themed issue on Language, Discourse, and society)), Available at: — URL https://www.ijscl.com/article_706235.html
15. Nash, J. (2015). island Placenaming and insular toponymies. Names, 63(3), 146-157.
16. Zalmansyah, A., Hastuti, H. B. P., Saptarini, T., & Budihastuti, E. (2023). The cultural identity of minangkabau and Dayak Kanayatn: an anthropolinguistic study. Eurasian Journal of Applied Linguistics, 9(2), 151–162. Available at: — URL https://ejal.info/menuscript/index.php/ejal/article/view/560 (accessed: 14.12.2024)
17. Жұманова А.З. Әдебиет пен тарихты оқытуда кіріктілген сабақтардың ерекшеліктері. Вестник ЖУ №1(114)/2025
18. Жаманкулова А.Ж., Ергешова Б., Смагулова А. Кіріктірілген тапсырмалар беру арқылы ақпаратты сыни талдау қабілеттігін арттыру. 2021
19. Нислев Е. Интегририванное обучение. – Австралия: Тейлор и Фрэнсис, 2020. 22 б. [Электронный ресурс] — URL https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781003117797-17/integrated-learning-evanislev (accessed: 14.12.2024)
20. Л. Руттинг, Г. Пост, М. Кеестра, М. де Роо, С. Блад, Л. де Грееф. Введение в междисциплинарные исследования: теория и практика // Под ред. С. Менкена, М. Кеестры. (An introduction to interdisciplinary research: theory and practice – Amsterdam: Amsterdam univ. Press B.V., 2016. – 130 p.)
21. Патра, Крушна Чандра, Басантия, Тапан Кумар. Интегрированные программы в образовании: развитие и современное состояние // Higher Education for the Future. 2021. [Электронный ресурс] — URL https://www.scopus.com/pages/publications/85104837346 (accessed: 14.12.2024)
22. Дауткулова А.К., Атабаева М.С., Ж.К. Отарбекова, Г.Ақтай. Қазақ гидронимдеріндегі халықтық магия мен анимистік нанымдар. 80-92 б.
23. Қондыбай, С. Байырғы қазақ дүниетанымының негіздері. Энциклопедиялық басылым. – Алматы: Қазақ тілі баспасы, 2018. 480 б.
24. William, Back. Hydromythology and ethnohydrology in the new world. Water Resources Research, 1981
25. Aitana, Martos García. Ana, Bravo Gaviro. «Hydromythology and legends about natural phenomena».Revista Iberoamericana de Ciencia, Tecnologia y Sociedad - CTS , vol. 12. 2017. — URL https://www.redalyc.org/journal/924/92452928009/html/ (accessed: 20.12.2024)
26. Akmaral Dautkulova, Mereke Atabayeva, Madiyeva Gulmira, Maxot Rakhmetov Geolinguistics in the linguocognitive learning model: the experience of teaching hydronyms in universities in Kazakhstan. — URL https://doi.org/10.53894/ijirss.v8i4.8362 , http://ijirss.com/index.php/ijirss/article/view/8362 (accessed: 20.12.2024)
27. Жүнісов Д. Өзен-көл атаулары. – Алматы: Қазақстан, 1991. – 128 б.
Рецензия
Для цитирования:
Дауткулова А., Атабаева М., Мадиева Г., Байтимбетова П. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ГИДРОНИМОВ В РАМКАХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):234-245. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.20
For citation:
Dautkulova A., Atabayeva M., Madiyeva G., Baitimbetova P. INTEGRATED LEARNING OF HYDRONYMS IN INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):234-245. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.20