ФОРМИРОВАНИЕ ГЕЙМИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА: БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.21
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые подходы и принципы формирования геймифицированной образовательной среды в школах Казахстана. Цель статьи-представить концепцию с учетом культурного и образовательного контекста Казахстана. Широкое использование цифровых технологий и мультимедийного контента изменяет способы взаимодействия учащихся с информацией и требует адаптации традиционных методов обучения. В этих условиях актуализируется внедрение игровых элементов как инструмента повышения мотивации и учебной активности школьников. Особое внимание уделяется вопросам безопасности при использовании геймификации, включая психологическое благополучие и кибербезопасность. Авторы предлагают классификацию игровых механизмов по критериям эффективности и безопасности, подчёркивая важность их культурной и педагогической адаптации. Представленная концепция направлена на создание качественной и безопасной образовательной среды и сопровождается практическими рекомендациями для педагогов.
Ключевые слова
Об авторах
С. ИдрисовКазахстан
Саламат Идрисов - кандидат педагогических наук, профессор
г. Атырау
Г. Бекова
Казахстан
Гүлдана Бекова– основной автор, PhD, и.о. ассиированный профессор
г. Астана
Б. Абыканова
Казахстан
Бакытгуль Абыканова – кандидат педагогических наук, и.о. профессора кафедры «Физика и
технические дисциплины»
г. Атырау
У. Тойкенова
Казахстан
Улпан Тойкенова – докторант
г. Алматы
Список литературы
1. Precedence Research Gamification Market Size, Share, and Trends 2024 to 2034. -2023. Available at: — URL: https://www.precedenceresearch.com/gamification-market (accessed: 09.2022)
2. Bado N. Game-based learning pedagogy: A review of the literature. Interactive Learning Environments. - №30(5). -2022. -P.936-948.
3. Об утверждении Концепции развития дошкольного, среднего, технического и профессионального образования Республики Казахстан на 2023 – 2029 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан. [Электронный ресурс] — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000249
4. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From game design elements to gamefulness: defining “gamification” // Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference. — New York: ACM, 2011. — P. 9–15.
5. Alsawaier R.S. The effect of gamification on motivation and engagement. The International Journal of Information and Learning Technology. -№35(1). -2018. -P.56-79.
6. AlMarshedi A., Wanick V., Wills G. B., & Ranchhod A. Gamification and behaviour. Gamification: Using game elements in serious contexts. -2017. -P. 9-29.
7. Toda A.M., Klock A.C., Oliveira W., Palomino P.T., Rodrigues L., Shi L., Cristea A.I. Analysing gamification elements in educational environments using an existing Gamification taxonomy. Smart Learning Environments. -№6(1). -2019. –P.1-14.
8. Bartle R. Hearts, clubs, diamonds, spades: Players who suit MUDs. Journal of MUD research. -1996. - №1(1). -С.19.
9. Pelling N. The (short) prehistory of “gamification”… -2011. Available at: — URL: https://nanodome.wordpress.com/2011/08/09/the-short-prehistory-of-gamification/
10. Mazarakis, A. Gamification reloaded: Current and future trends in gamification science. I-com. -№20(3). 2021. -P.279-294.
11. Monterrat B., Lavoué, É., & George, S. Adaptation of gaming features for motivating learners. Simulation & Gaming. –№ 48(5). -2017. -P.625-656.5
12. ҚР-сының «Білім туралы» Заңы. 2007 жылғы 27 шілдедегі №319-ІІІ (өзгертулер мен толықтырулармен) [Электрондық ресурс] — URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/Z070000319_
13. ҚР Үкіметі. (2019) Цифрлық Қазақстан мемлекеттік бағдарламасы. Астана [Электрондық ресурс] — URL: https://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1700000827
Рецензия
Для цитирования:
Идрисов С., Бекова Г., Абыканова Б., Тойкенова У. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕЙМИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛАХ КАЗАХСТАНА: БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2025;78(3):246-254. https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.21
For citation:
Idrissov S., Bekova G., Abykanova B., Toikenova U. FORMATION OF A GAMIFIED EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN KAZAKHSTANI SCHOOLS: SAFETY AND EFFECTIVENESS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2025;78(3):246-254. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.25.v78.i3.21