Preview

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗОВ М.АУЭЗОВА: НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.47649/vau.2020.v58.i3.12

Полный текст:

Аннотация

В статье на основе различных парадигм в современном образовательном процессе говорится об эффективности и особенностях изучения художественных рассказов писателя-классика казахского народа М. Ауэзова, а также о необходимости интерпретации в соответствии с требованиями современного мира. Кроме того, отбираются основные идеи, поднятые в художественных рассказах писателя, методы научного сравнения, умозаключения о соответствии мыслей, нацеленных на сочетание с парадигамами современного образования «антропоактуальный», «гуманистический», «когнитивный» с целями их обучения, анализируются с при помощи примеров. При применении в учебном процессе системы современного образования различных парадигм желательно глубокое изучение согласно запросам времени духовных наследий гениальных личностей, внесших неизмеримый вклад в развитие национальных традиций и культуры. В связи с этим особое место занимает изучение художественных рассказов ученого, великого художника, стоящего на истоке науки национального литературоведения М. Ауэзова. В ХХ веке достигшего европейского уровня изобразительное мастерство в художественной прозе великого писателя-классика М. Ауэзова, познакомившего весь мир с казахской литературой, проявилось уже с первых его рассказов. Писатель, своими глазами увидевший три общественные формации в истории человечества, впервые в своих художественных рассказах мастерски изобразил при помощи художественного слова, художественных мыслей нравственные идеалы и традиции и обычаи, духовный менталитет, быт родного народа. Первые рассказы писателя «Беззащитная», «Ученый гражданин», «Женитьба», «Сөніп-жану», «Кто виноват?», «У могилы Сыбана», «Текшенің бауырында», «Сирота», «Кінәмшіл бойжеткен», «Красавица в трауре» и т.д. - художественные произведения о суетливых действиях людей написаны в гуманистическом характере. В них, в основном, описываются герои с трагической судьбой, создаются устремления глубоко познать человеческие ценности и самого человека, одна из главных идей автора, которую он хотел раскрыть, посвящена всестороннему объяснению природы человека. Так как общество постоянно совершенствуется, развивается, возникают новые методы и приемы образования, другими словами, если личность будет развиваться через образование, то он сам внесет вклад во внедрение новых методик в образование. Изучая художественные рассказы М. Ауэзова на основе новых парадигм современного образовательного процесса, обучающиеся через познание не только пополняют свои теоретические, методические знания, но и приобретают навыки применения их в жизни.

Об авторе

Е. Б. Абдимомынов
М.Х.Дулати атындағы Тараз өңірлік университеті
Казахстан


Список литературы

1. Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011-2020 жылдарға арналған мемлекеттік бағдарламасы. - Астана, 10 маусым 2011 ж. – 41 бет.

2. Тұрғынбаева Б.А. Қазіргі білімнің негізгі парадигмалары. // Рухани жаңғыру: ХХІ ғасырдағы заманауи білім беру кеңістігінің парадигмалары. Халықаралық ғылыми-практикалық конференциясының материалдары. Қазақстан, Тараз, 2 том. 2018.- 3-4 бб.

3. Дәулетбекова Ж.Т. Сөз мәдениеті - тілдік білім нәтижесі. Монография. - Алматы: Ғылым мен білім интеграциясы институты, 2017. - 240 бет.

4. Әуезов М. Шығармаларының елу томдық толық жинағы. – Алматы: «Дәуір», «Жібек жолы», 2014. 2-том: Мақалалар, әңгімелер, аудармалар, пьесалар. 1921-1925. – 480 бет.

5. Жұмабаев М. Шығармалары (әдеби басылым). 2-том: Әңгіме, ғылыми еңбек, мақалалар, аудармалар, жарияланбаған өлеңдер. Құраст. С.Жұбаниязов. - Алматы: Жазушы, 2013. - 376 бет.

6. Мұхтар Әуезов туралы естеліктер. 2-бас. Құраст. Дияр Қонаев, Санагүл Майлыбаева, Әндібек Қуанышбаев. - Алматы: «Білім» баспасы, 2007. - 288 бет.

7. Жұмажанова Т.Қ. Әдебиетті оқыту әдістемесі. Мектеп ұстаздары мен болашақ әдебиетші студенттерге арналған - Алматы: Білім, 2009. - 288 бет.

8. Сманов Б. Көркем шығарманы талдау негіздері. Монография. - Алматы: Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті, «Ұлағат» баспасы, 2016. - 366 бет.


Для цитирования:


Абдимомынов Е.Б. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗОВ М.АУЭЗОВА: НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМ ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2020;58(3):81-91. https://doi.org/10.47649/vau.2020.v58.i3.12

For citation:


Abdimomynov Y.B. METHODICAL SYSTEM OF TEACHING STORIES M.AUEZOV: BASED ON MODERN EDUCATIONAL PARADIGMS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2020;58(3):81-91. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.2020.v58.i3.12

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)