В статье реконструируется начальный период истории Государственного исторического музея Южного Урала (г. Челябинск). Задача статьи - определить дату основания музея, для чего анализируется широкий круг архивных источников. В современном музее в качестве даты основания принято 1 июля 1923 г. В статье доказывается, что датой основания музея нужно считать 5 сентября 1913 г., когда в Челябинске состоялось собрание педагогов, краеведов и представителей местной власти, на котором принято решение об организации естественно-исторического музея и местного филиала Уральского общества любителей естествознания. В статье показано, что период 1913-1923 гг. в истории музея наполнен событиями, прослеживается преемственность от первого собрания до открытия 1 июля 1923 г. В статье автор рассматривает также вопросы коммеморации, становление и развитие музея, вопросы развития музея в годы гражданской войны. По мнению автора упрочение связи одного из важнейших учреждений культуры Челябинской области - Государственного исторического музея Южного Урала с дореволюционным прошлым это не только дань научной истине, но и важный имиджевый шаг, который позволяет зафиксировать глубокие культурные традиции в России.
В статье изложены особенности творческого стиля, философская концепция, психологизм в произведениях писателя, публициста, государственного и общественного деятеля Толен Абдика. Национальное познание в повестях Толена Абдикова передаются через особенности национального характера, национального сознания, национального чувства, национального языка казахского народа. Так, рассмотрено своеобразие образов как символ национальных особенностей. Писатель в своих рассказах показывает изменения, произошедшие в национальном сознании, нарушения в национальном познании, которым подверглось казахское общество как недостаток, большое горе для общества. Какое бы его произведение не взяли, замечаем отважность писателя, присущая настоящему герою, чувствительность, присущая настоящему писателю. Писатель хотел показать философию жизни в своем произведении и в начале призведения старается навести к мысли читателя. Автор проявляет мастерство в описании внутреннего психологического чувства, описание образа героя через смех и плач. Для произведений Т.Абдикова характерна трагичность событий - холод, зависть, жестокость во взаимоотношениях людей - заставляют читателя думать, искать пути правильного решения. Работы Толен Абдикова ценны не только из чистого творческого воображения, но и из-за глубокого изучения материала жизни, анализа и взвешивания.
В статье представлен анализ различных особенностей сатирии. В основном, сатира раскрывает истину, которая происходит в свое время вокруг. Культура, живопись разных стран проявляются не только в его художественных произведениях, традициях и обычаях, но и в юмор-сатирах. Вот такая же сатира и юмор демонстрируют свое настроение, стремления , развалившиеся, спадающие на разных этапах истории. Народ, объединивший усилия против возникших несправедливости и неравенства, надеясь на светлое будущее, сумел спровоцировать свое гнев, противостояние. В борьбе с народными мечетей против сатиры. Но, не говоря уже о том, что в Казахстане, как и в других странах, не было ни одного факта, ни того, что в Казахстане, не было ни одного факта, ни того, что в Казахстане, не было ни одного факта. Сатира в казахских степях начала начинаться с устной литературы. В статье четко фиксируется сохранение определенной последовательности и сформулированы основные под заголовки, содержание, проведенные анализы с учетом требований сегодняшнего дня к СМИ. Период становления жанра сатиры составляет около века от журнала "лук" до журнала "Ара". В период перемен в определенный общественный период, в разные периоды сатира занимает особое место. В том числе и прозаические, поэтические, комедийные особенности казахской сатиры - в речевом образе, словообразовании негативных моментов в жизни человека и общества, идейной возвышенности общеизвестной позиции автора. Человек сам по Сатираның арсыздық, предусмотренных технической школе, прошло хорошо избавляться возникает сипаттардан ынсапсыздық содержит другие явно. Сатира была построена не на келеке, а на избавление от недостатков.
В данной статье авторрассматривает научное наследие великого мыслителя и философа Востока - Абу Насыра аль - Фараби. Анализируется вклад ученого - энциклопедиста в музыкальную культуру мира. Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870-950) родился в городе Фараб (Отраре) на территории современной Южно-Казахстанской области. В раннем средневековье Отрар именовали Фарабом. Город Отрар являлся вторым крупным культурным, торговым, политическим и научным центром, центром древней культуры Казахстана и Средней Азии. Он имел богатую библиотеку с большим книжным фондом после знаменитой Александрийской библиотеки. В раннем средневековье Отрар именовался Фараб, Поэтому, по сложившейся традиции, отрарца именовали Фараби, с арабским артиклем аль-Фараби.Получив первоначальное образование в Отраре, где он прожил до 20 лет, Абу Наср аль-Фараби далее самостоятельно постигает многие другие науки: философию, логику, этику, математику, метафизику, языкознание, естествознание, географию, медицину, музыку. С этой целью он объездил многие города и государства (гг.Шаш, Самарканд, Бухара, Багдад, Харран, Египет, Халеб), учился у многих известных ученых, среди которых Абу Бишр Матта ибн Юнус, Абу Бакир ибн ас Сирадж, Али Юхан ибн Хайлан. Он увлекся трудами греческих, персидских, индийских, арабских и китайских философов. Вскоре Абу Наср аль-Фараби начинает писать собственные научные труды практически по всем направлениям. Аль-Фараби - автор комментариев к работам Аристотеля «Метафизика», «Логика», «Топика», «Риторика», «Герменефтика», «Софистика», «Категория», «Первая и вторая аналитика». За данные комментарии к сочинениям Аристотеля Абу Насра аль-Фараби прозвали Вторым учителем (после Аристотеля).
В лингвистике исследование глаголов говорения (глаголов речи, коммуникативных глаголов) шло по разным направлениям и отечественные, и зарубежные ученые ставили перед собой разные задачи. Они изучались с точки зрения их лексической и грамматической семантики, с точки зрения синтаксических свойств данных глаголов, на функциональном уровне, в аспекте соотношения мышления и речи, с точки зрения логико-семантических свойств глаголов речи.
Однако до сих пор в лингвистике нет работ, рассматривающих функциональную категоризацию глаголов говорения с описанием механизма варьирования их категориального статуса с позиций функционально - семиологического и прототипического подходов к формированию категориального значения предикативных единиц.
Глаголы say, tell, speak и talk несут в себе один интегральный симптом «говорение», в то время как остальные языковые единицы имеют в своем семантическом значении дифференциальные признаки. В связи с этим, глаголы say, tell, speak и talk отнесены к ядерной зоне, а их синонимы – к периферийным поясам.
Концепт «говорение» в современном английском языке может быть объективирован на языковом уровне в наиболее обобщенном виде, стилистически нейтрализовано глаголами say, tell, speak и talk, определяемые нами как прототипы исследуемого концепта.
В статье систематизирована парадигма обучения государственному языку - казахскому как второму в условиях двуязычия. Новые технологии в обучении языкам, разработка и внедрение современных методов являются одними из наиболее актуальных вопросов в сегодняшнем процессе изучения языка и преподавания С каждым годом масштабы международного и межкультурного общения расширяются и усиливаются, потребность в изучении и преподавании языков растет. В связи с этим растет количество спроса новых челленджов от интеграции лингвистики и методологии. Основное внимание в этих задачах уделяется таким основным и актуальным вопросам как «Как быстро выучить язык?», «Как лучше всего облегчить изучение языка?», за счет чего методика пополняется новоразрабатанными методами преподавания языка. Однако многие из этих методов не достигают значительных результатов в современных методах обучения языкам. Так как, в процессе обучения языку главный принципом стало - сравнение изучаемого языка с родным (первым) языком, а особенности изучаемого языка остаются на втором месте.Таким образом, в ходе исследования был сделан вывод, что парадигма обучения казахскому языку как второму языку заключается в активном использовании естественных механизмов изучения языка, показывающих особенности языка и его практическую значимость.
Вопрос о принципах обучения не является новым. На разных этапах развития педагогической науки, прежде всего, дидактики он вызывал бурные дискуссии и обсуждения как в педагогической прессе, так и в самих учебниках и пособиях по педагогике. Как правило, под принципами понимали первоначало, исходное положение, руководящую идею, которой надо руководствоваться для организации деятельности учащихся и достижения целей обучения. И в этой связи каждый ученый, исследователь, специалист предлагал свой набор принципов. Единство взглядов на совокупность касалась принципов доступности, систематичности, преемственности, научности и т.д. Например, достижение прочности знаний всегда было задачей обучения. Деятельность учителя сводится к нулю, если ученик забывает то, чему его учат. Поэтому необходимость достижения прочности знаний становится одним из исходных положений, определяющим всю преподавательскую деятельность учителя. Ученик получает удовлетворение и одобрение учителя, если запоминает и усваивает учебный материал. И наоборот, учение становится нежелательным, тягостным для ученика, если он не может запомнить и усвоить то, чему учит учитель. Мыслительная деятельность ученика определяется необходимостью прочно запомнить и усвоить сообщенные знания. Так возникает принцип прочности обучения [1].
Эмпирический характер возникновения принципов обучения в свое время был оправданным и носил самодостаточный характер. В наше время эмпирический подход становится ограниченным и становится даже помехой.
В статье показаны итоги проведенных исследований современных проблем, которые возникают в работе. Изучен процесс эвалюации коммуникационных моделей множества ученых и школ, выделена тенденция их развития, а также разработана модель коммуникации, которая является адаптированной к современным условиям. В условиях глобализации были проанализированы изменения в сфере образования, в том числе изменения в управлении школой в сочетании с опытом. О путях и методах поддержки профессионального роста учителей школы. Был представлен проект плана развития школы. Понятие эвалюации использовалось в процессе обучения. В управлении школой указаны пути решения проблем по обновленной образовательной программе, опираясь на мировую практику. Предусмотрено новое обучение, эвалюация развития школы. Раскрыты вопросы повышения потенциала, повышения качества образования. Авторы делятся опытом повышения квалификации педагогов, вовлечения в лидерство. «Назарбаев Интеллектуальные школы» руководствуются опытом, моделями внесения изменений в Бурке-Литве. Были изучены опыты «Lesson study», «Менторство», «Сообщество учителей». На практике, по результатам анкетирования Талис учителей, были показаны пути развития коллектива. Через Коучинг были проведены исследования,повышение профессиональной квалификации учителей. Мониторинг деятельности, методов и приемов учителей, прошедших уровневый курс, мониторинг использования новых технологий.
В условиях наступившей другой эпохи проживания общества - эры 4-ой промышленной революции, отличительной от предшествующей, в которой как никогда востребован успешный в жизни человек, в которой зарождается Новая школа - возникает как необходимость, как потребность в другом учителе, учителе с иной профессиональной грамотностью, в т.ч. - технологической. В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится цель повышения качества образования важно правильно направить работу методического объединения учителей- предметников. В этих условиях важнейшей задачей системы послесреднего, высшего и послевузовского, дополнительного профессионального образования становится овладение методологией и теорией новой дидактики, построенной на естественнонаучном (научном) подходе к обучению, и технологией коллективного способа обучения (КСО), т.е. технологией массового и качественного обучения и образования по способностям. Именно проживание учителя во всем этом процессе и определяет его технологическую грамотность. В этой связи целью нашей статьи является раскрытие основного пути формирования технологической грамотности практических работников, освоение технологии КСО, технологии «учения» школьника, применение ее в практике обучения, что позволит «включить каждого ученика в коммуникативно-познавательную деятельность».
В данной статье речь идет о том, что идея, которая лежит в основе проектной технологии обучения, направлена на достижение прагматически точного результата, а также на развитие когнитивных навыков студентов посредством проектного обучения, поиска правильного пути в информационном пространстве и развития критического и творческого мышления. Также речь идет о проектной технологии как одной из наиболее эффективных форм обучения казахскому языку, которая может придать мощный импульс качеству обучения студентов. Студенты ищут выводы, относительно различных областей науки. Этот процесс способствует развитию и формированию интеллектуальных и профессиональных компетенций студентов. Технология проектного обучения позволяет формировать не только профессиональные, но и социальные компетенции студентов. В то же время студенты стремятся найти решение проблемы в своей практике и увидеть результат, осознать важность приобретенных им теоретических знаний и запомнить их. Этот процесс позволяет человеку овладеть методами и подходами к решению различных ситуаций, вырабатывает деловые навыки. Технология проектного обучения способствует успешному усвоению казахского языка как неродного. В статье уточнены теоретические предпосылки создания комплекса технологий, предполагающих активизацию речевой деятельности студентов на уроках казахского языка как неродного в группах гуманитарного профиля. Только при условии организации учебного процесса на основе технологии проектного обучения казахскому языку возможно системное научное, учебно-познавательное, воспитательное развитие и обучение студентов. Ключевые слова: казахский язык, проект, технология проектного обучения, образование, познание, компетентность, результаты обучения, коммуникативная функция.
Данная статья представляет литературный обзор исследований, посвященных изучению особенностей образовательных пространств и их влияния на развитие языковых компетенций преподавателей и студентов. Представленный обзор является частью комплексного проекта по разработке концептуальных рамочных основ и проведению эмпирических исследований на базе "English Only Space" (EOS) - инновационного образовательного пространства, реализованного в
Атырауском университете.
При создании EOS автор использовала подход, определяющий под образовательным пространством, или, согласно Концепции ОЭСР (2013), физической средой обучения, «физические пространства (включая формальные и неформальные), в которых взаимодействуют преподаватели и студенты, содержание (контент), оборудование и технологии». Практические решения относительно проектирования образовательного пространства были сделаны на основе детального разбора наиболее современных публикаций из разных областей науки, сравнения точек зрения авторов и определения на их основе новых трендов в разных областях науки, таких как филология, педагогика, психология, прикладная лингвистика и экология. Выводы исследований позволили достигнуть условий, когда обучение языку становится инструментом междисциплинарного познания, а физическая среда – возможностью управления ресурсами наиболее эффективно для достижения максимального результата обучения.
Вместе с тем, настоящий литературный обзор послужил драйвером активного старта для проведения дальнейших практико-ориентированных исследований в EOS на основе двух предположений: необходимости поиска и развития уникальных способов изучению английского языка, исследуя широкий спектр влияющих (средовых) факторов; реализованности основной цели пространства, если оно продвигает и поддерживает опыт, способствующий обучению и
достижению результатов обучения.
В статье на основе различных парадигм в современном образовательном процессе говорится об эффективности и особенностях изучения художественных рассказов писателя-классика казахского народа М. Ауэзова, а также о необходимости интерпретации в соответствии с требованиями современного мира. Кроме того, отбираются основные идеи, поднятые в художественных рассказах писателя, методы научного сравнения, умозаключения о соответствии мыслей, нацеленных на сочетание с парадигамами современного образования «антропоактуальный», «гуманистический», «когнитивный» с целями их обучения, анализируются с при помощи примеров. При применении в учебном процессе системы современного образования различных парадигм желательно глубокое изучение согласно запросам времени духовных наследий гениальных личностей, внесших неизмеримый вклад в развитие национальных традиций и культуры. В связи с этим особое место занимает изучение художественных рассказов ученого, великого художника, стоящего на истоке науки национального литературоведения М. Ауэзова. В ХХ веке достигшего европейского уровня изобразительное мастерство в художественной прозе великого писателя-классика М. Ауэзова, познакомившего весь мир с казахской литературой, проявилось уже с первых его рассказов. Писатель, своими глазами увидевший три общественные формации в истории человечества, впервые в своих художественных рассказах мастерски изобразил при помощи художественного слова, художественных мыслей нравственные идеалы и традиции и обычаи, духовный менталитет, быт родного народа. Первые рассказы писателя «Беззащитная», «Ученый гражданин», «Женитьба», «Сөніп-жану», «Кто виноват?», «У могилы Сыбана», «Текшенің бауырында», «Сирота», «Кінәмшіл бойжеткен», «Красавица в трауре» и т.д. - художественные произведения о суетливых действиях людей написаны в гуманистическом характере. В них, в основном, описываются герои с трагической судьбой, создаются устремления глубоко познать человеческие ценности и самого человека, одна из главных идей автора, которую он хотел раскрыть, посвящена всестороннему объяснению природы человека. Так как общество постоянно совершенствуется, развивается, возникают новые методы и приемы образования, другими словами, если личность будет развиваться через образование, то он сам внесет вклад во внедрение новых методик в образование. Изучая художественные рассказы М. Ауэзова на основе новых парадигм современного образовательного процесса, обучающиеся через познание не только пополняют свои теоретические, методические знания, но и приобретают навыки применения их в жизни.
Необходимость совершенствования технологий дистанционного обучения в современной системе образования актуальна. Хотя электронные учебники и различные образовательные ресурсы были разработаны для многих средних школ, таких ресурсов в высших учебных заведениях недостаточно. Для активного общения и эффективной обратной связи между студентами и преподавателями необходимо разрабатывать электронные учебники. Создание качественного электронного учебника - сложный, трудоемкий процесс, требующий участия ряда специалистов: редакторов, дизайнеров, программистов. И сегодня, при переходе к массовому дистанционному обучению, появилась возможность удовлетворить потребность в быстрой разработке и использовании электронных учебников с помощью продуктов iSpring. С iSpring преподаватель самостоятельно может не только записывать видео для каждой лекции, но также готовит различные интерактивные задания и тесты, получает готовые результаты выполненных тестов и заданий. ISpringLearn для дистанционного обучения позволяет активно вести учебный процесс и отслеживать результаты обучения. В рамках статьи мы стремимся показать, как подготовить электронные задания по современному казахскому языку с помощью iSpringSuite -9.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В данной статье рассматривается перспективы Российской Федерации и Республики Казахстан в области приграничного, межрегионального, торгово-экономического и интеграционного сотрудничества. В том числе участия в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС и ОДКБ, области приграничного и межрегионального сотрудничеств, вопросы примерами успешной модели межрегионального взаимодействия. Анализируется интеграционные потенциалы постсоветского пространства. Принципы экономических основ взаимодействия, принятые еще во время народнохозяйственного периода СССР, определили налаженный процесс казахстано-российских отношений и после распада Советского Союза. В наследство от общей экономической системы СССР Казахстану осталась часть единой производственной инфраструктуры, которая в 90-х годах стала еще более актуальной для экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В области интеграционных процессов на постсоветском и евразийском пространстве Россия и Казахстан также являются лидерами, которые во многом формируют и задают темп интеграционных процессов. По мнению авторов важными факторами для интеграционных процессов является: географический фактор, демографический фактор, экономические ресурсы, военно-политический фактор, политический фактор, культурный фактор, социальный фактор, а также репутационные, информационные и образовательные ресурсы.
Статья посвящена анализу принципа правовой определенности, конституционной презумпции знания Конституции РК и законов, обязанности их соблюдения. Подчеркивается вклад в развитие конституционной теории ученых конституционного права. Автором исследована политико-правовая и социальная сущность Конституции Республики Казахстан как своеобразного юридико-культурного феномена, определяющего развитие казахстанского общества и государства после получения независимости. Дается полная конституционно-правовая характеристика суверенитета Республики Казахстан и значение Конституции в деле его укрепления и развития. В качестве критериев конституционного правопорядка называются верховенство и прямое действие Конституции; эффективная работа органов государства в целях создания благоприятных условий для развития общества и реализации прав и свобод граждан и их объединений, исполнения ими юридических обязанностей; обеспечение неотвратимости привлечения правонарушителей к юридической ответственности. Обращается внимание на то, что обеспечивающий конституционный правопорядок принцип верховенства Конституции можно понимать в двух аспектах материальном и формальном; раскрывается их содержание. Делается вывод о том, что даже идеальный текст Конституции не может гарантировать ее верховенства без его воплощения в конституционном правопорядке. Обосновывается вывод о том, что конституционный правопорядок предполагает стабильность Конституции, недопустимость ее частых, не обусловленных объективной необходимостью поправок.
В статье говорится, что будущее Казахстана всегда напрямую связано с миром между народами и важным элементом политической системы нашего государства является обеспечение неукоснительного соблюдения прав и свобод граждан независимо от национальности, объединяющее интересы всех национальностей. Это означает, что политическая стабильность и социальное согласие играют особую роль в развитии нашей страны и укреплении наших отношений с зарубежными странами. Это один из основополагающих принципов нашего государства - стабильность, которая позволяет политической системе сохранять свою структуру и эффективно жить перед лицом различных внутренних и внешних изменений. Он характеризуется своим вкладом в быстрое развитие экономики, стабильный рост благосостояния населения, легитимность и демократичность политического строя. Политическая стабильность - это не рассмотрение устойчивого развития политической системы государства, основанной на строгих принципах, а рассмотрение социально-экономических, политических изменений и развития общества как стабилизирующего фактора в социально-политической среде. Главное в политической стабильности - это обеспечение легитимности, прозрачности, эффективности власти, стабильности соблюдаемых норм и ценностей политической культуры, упорядоченности политических отношений. Для государства Казахстан тоже главными вопросами являются стабильность общества, консолидация государства, консолидация общества, обеспечение политической стабильности.
В статье рассматривается вопросы реформирования правоохранительной и судебной системы при защите конституционных прав и свобод граждан затрагиваемый в последние годы и поднятый Главой государства Касым-Жомартом Кемеловичем в Послании народу Казахстана 1 сентября 2020 года. В системе правоохранительных органов до сих пор присутствует обвинительный уклон от которого еще никак не удается избавиться. Стадией, где происходит наибольшее нарушение конституционных прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного преследования, является досудебная стадия расследования. Поэтому, на эту стадию уголовного процесса следует обратить особое внимание. Кроме того, значительный пласт проблем находится не только в процессуальной, но и в организационно-правовой сфере. В этой связи положения УПК РК, связанные с доказательственной деятельностью в досудебном производстве, должны рассматриваться в формате новых задач и обновленных функций органов досудебного расследования, прокурора, следственного судьи и адвоката. Если в Казахстане будет решен неоднократно ставившийся Лидером нации вопрос о подлинной, а не иллюзорной институциональной независимости судьи при отправлении правосудия внутри самой судебной системы, то процедурно-технические проблемы, в том числе о деформализации доказывания, станут вторичными и решатся в справедливом судебном разбирательстве без влияния материалов уголовного дела в какой бы то ни было форме.
В статье исследуется история развития Конституции и статус конституционных ценностей, верховенства закона. Определены основы конституционной реформы. Политическая система государства четко прописана в нашей конституции. В то же время в этом законе впервые описывается стержень политической системы - президентская система. Сегодня мы можем сказать, что наша Конституция и законы позволяют стимулировать творчество и предпринимательство. Данная норма определяет основную цель, объем общественных отношений, регулируемых конституционными законами, указами Президента, постановлениями государственных органов Республики Казахстан. Следует обратить внимание на роль, значение и особенности Конституции Республики Казахстан как главного документа страны. Кроме того, рассказывается о принятии нашей Конституции, ее достижениях, мерах по доказательству того, что Казахстан является правовым государством. Как только проект новой Конституции был опубликован в СМИ для общественного обсуждения, можно сказать, что фактически вся страна начала свою работу. Все положения Конституции действуют сегодня и действительно защищают права граждан Казахстана. Утверждается, что Конституция республики является инициатором нового этапа конституционного развития, которая имеет высокую юридическую силу и стабильность, укрепляет и регулирует основные общественные отношения в области правового положения граждан, институтов гражданского общества, государственных организаций и государственных органов.
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
Получены композитные электроды для суперконденсаторов, состоящие из матрицы углеродных высокодисперсных материалов: микрокристаллического графита и многостенных углеродных нанотрубок, а также наполнителя из наночастицам гидроксида никеля. Нанопорошки β-Co(OH)2 и β-Ni(OH)2 были получены методом химического осаждения из раствора. Для создания электродов в качестве связующего материала использовался полимер поливинилиденфторид в виде порошка. Определены основные технологические этапы изготовления электродов, методом циклической вольтамперометрии и гальваностатического заряда-разряда измерены параметры полученных структур. Для изготовления углеродных электродов определены оптимальные соотношения углеродных высокодисперсных материалов, связующего полимера и растворителя для создания механически прочных слоев с высокой проводимостью и емкостью. Отработана методика создания конденсаторных структур и измерения емкости полученных электрохимических конденсаторов. Конденсаторы из углеродных высокодисперсных материалов демонстрировали типичные прямоугольные формы кривых циклической вольтамперометрии и линейный спад-подъем зависимостей гальваностатического заряда-разряда. Получены типичные значения удельной емкости ~50 Ф/г. Композитные электроды из наночастицм гидроксида никеля в углеродной матрице демонстрировали увеличение емкости до ~180 Ф/г. Показана перспективность композитных электродов для создания конденсаторов с высокой удельной емкостью.
ЭКОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Раскрыта проблема мышьяка в питьевых водах, обуславливающая нарушение здоровья людей. Показаны основные пути попадания мышьяка из литосферы в питьевые воды. В земной коре мышьяк содержится в скальных горных породах, откуда он под воздействием процессов выветривания переходит в осадочные горные породы, аллювий и илы. Когда подземные воды проходят через участок земной коры, содержащий мышьяк в виде его минералов, то происходит насыщение вод мышьяком. Представлены химические реакции перехода мышьяка в легкорастворимые формы и основные его соединения в природных водах. Объяснен механизм миграции мышьяка в природных поверхностных и подземных водах. В Бангладеш около 60 млн. жителей используют в качестве питьевой зараженные мышьяком подземные воды и, следовательно, подвержены риску отравления. Детализирована карта мира по риску заражения мышьяком природных пресных вод. Показано, что в Казахстане имеются многочисленные геогенные месторождения и рудопроявления мышьяка, которые естественным путем заражают подземные воды. Только в пределах Восточного Казахстана выявлен Западно-Калбинский рудный пояс, имеющий протяженность около 800 км при ширине 80–100 км, рудные объекты которого представлены золото-арсенопиритовыми (с содержанием мышьяка до 2–5 %) рудами. Кроме того, в Казахстане наблюдается значительная техногенная составляющая загрязнения вод мышьяком, обусловленная влиянием горной промышленности: только в отвалах Усть-каменогорского металлургического комбината уже скопилось свыше 300 тыс. т мышьяковистых минеральных продуктов, с ежегодным их приростом в 11 тыс. т. Описан способ захоронения таких отходов, а также локализации мышьяка из подземных загрязненных вод на техногенных геохимических барьерах.
Целью работы является изучение поверхностных свойств смесей полиакриламида (ПАА) с неионными поверхностно-активными веществами. В работе были получены кинетические кривые снижения поверхностного натяжения ПАА в области концентраций 1 * 10-5 ÷ 1 * 10-3 основомоль/л. На основании равновесных значений поверхностного натяжения получены изотермы поверхностного натяжения водных растворов композиционных смесей на основе полиакриламида (ПАА) с поверхностно-активными веществами - неионным амфотерным N,N–диметилдодециламинN-оксидом (ДМДАО) и неионным кокоамидопропилбетаином (КАПБ). Показано, что композиции ПАВ с полимером в области низких концентраций обладают менее низким поверхностным натяжением, что связано с увеличением поверхностной активности композиций ПАВ - ПАА по сравнению с индивидуальными ПАВ. По изотермам поверхностного натяжения были определены критические концентрации мицеллообразования (ККМ) ПАВ и композиций ПАВ-ПАА. Установлено, что добавление полимера к ПАВ понижает ККМ на порядок для смеси ДМДАО – ПАА и более чем на два порядка для смеси КАПБ – ПАА, что также свидетельствует о повышении поверхностной активности смесей ПАВ-полимер. Использование композиций ПАА с ПАВ в качестве стабилизаторов пен и эмульсий открывает перспективу для разработки эффективных эмульгаторов и пенообразователей.
ISSN 2790-332X (Online)