Восточные единоборства в пространстве Евразии: символический смысл додзе (зал боевых искусств)
Аннотация
Данная статья посвящена символическим смыслам, заключённым в залах восточных боевых искусств (додзё) в культурном пространстве Евразии, в России и в Казахстане. Боевые искусства – это не только спортивная, но и символическая деятельность, что отражается в элементах декора и обустройства зала.
Изначальный смысл додзё, заложенный в него японской культуры, в условиях инокультурного окружения проходит процессы адаптации. Тем не менее, традиционный характер восточных единоборств заставляет занимающихся ими искать символизм в традиционных формах.
Одно из свойств восточных единоборств на просторах Евразии – стремление к усложнению символического пространства зала с целью приближения к идеалу. Это стремление представляет собой движение, которое начинается в обязательной (используемой всеми) символике на стене, а заканчивается материалами и цветом. Раскрытие этого движения от простого к сложному и является методологией, показывающей символический ряд додзё.
Если в культуре традиция имеет лишь хронологическую глубину, то в отношении восточных единоборств, традиция приобретает географические координаты: восточное означает и традиционное.
Соответственно, специализированные спортивные залы, где занимаются боевыми искусствами, на территории современной Евразии, видят символический идеал устройства этого зала в японских образцах (так как они их понимают), если речь идёт о боевых искусствах японского происхождения.
Статья относится к социальной антропологии спорта и основана на полевых наблюдениях авторов, а также не анализе сетевых, кино и литературных источников.
Ключевые слова
Об авторах
С. А. УмгаевРоссия
Элиста
М. П. Кольцов
Россия
Элиста
Список литературы
1. Петрыгин С.Б. Боевые единоборства и воспитание в Японии // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2012. №34. С. 33-37.
2. Умгаев С.А. Символическая роль кимоно в современной российской практике боевых искусств // Вестник КалмГУ. 2018. №1 (37). С.43-50.
3. Захаров О.Ю., Ингерлейб М.Б. Психолого-педагогические особенности обучения формальным упражнениям в контактных единоборствах // Северо-Кавказский психологический вестник. 2017. №1. С.42-53.
4. «Бой Макса Дедика на 4 дан с 31 по 40» // видеохостинг YouTube, 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7sR-QbwACNY (дата обращения – 13.03.2019).
5. Ояма М. Классическое каратэ / Масутацу Ояма: [пер. с англ. М. Новыша]. - Москва: Эксмо, 2006. - 255 с.
6. Романова Е.В., Должиков А.Г. Взгляд на японские боевые искусства как на учение религиознофилософского порядка // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2015. №1. С.60-70.
7. Правила этикета в доджо // Федерация кёкусин кан каратэ-до: сайт, 2013. URL: https://kyokushinkankaliningrad.ru/dodjo-rules (Дата обращения: 19.03.2021).
8. Словарь терминов каратэ киокушинкай // Суперкаратэ: сайт. URL: https://superkarate.ru/k_termin.htm (Дата обращения: 19.03.2021).
9. Термины каратэ // Федерация каратэ: сайт. URL: http://karatekos.ru/terminy (Дата обращения:19.03.2021).
10. Ёсикава Э. Десять меченосцев: Роман-эпопея / Эйдзи Есикава. - М.: Центрполиграф, 2000. – 857 с.
11. Клавелл Д.Сёгун / Джеймс Клавелл; [пер. с англ. Н. Ерёмина]. - Санкт-Петербург: Амфора, 2008. – 1207 с.
12. Семь самураев («Ситинин но самурай»). Фильм реж. Курсовавы А. Япония, 1954.
Рецензия
Для цитирования:
Умгаев С.А., Кольцов М.П. Восточные единоборства в пространстве Евразии: символический смысл додзе (зал боевых искусств). Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2021;60(1):6-14. https://doi.org/10.47649/vau.2021.v60.i1.01
For citation:
Umgayev S., Koltsov P. Martial arts in Eurasia: the symbolic meaning of the dojo (martial arts hall). Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2021;60(1):6-14. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.2021.v60.i1.01