РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
https://doi.org/10.47649/vau.2021.v63.i4.05
Аннотация
Каждый человек непрерывно находится во взаимоотношениях с окружающими людьми и занимает определенное место в обществе. В процессе общения человек получает возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, позволяет реализовать свои возможности в жизни, найти свое место в обществе. Кроме того, общение является важным фактором формирования личности, одним из основных видов деятельности человека, стремящегося к оценке и самопознанию. По мере взросления ребенка его потребность в общении и оценке окружающих возрастает и связана с социумом, его моральными и нравственными нормами. У подростков социальные нормы, связанные с общением с взрослыми и сверстниками, самопознанием и самоутверждением имеют свои особенности. Общение оказывает особое влияние на психическое развитие и формирование личностных качеств подростка. Потребность в общении является приобретенной, возникает в процессе жизни и формируется в жизненном опыте ребенка с окружающей средой.
В статье анализируются работы ученых, изучавших теории общения. Рассмотрены особенности общения подростков с нарушением интеллекта. В работе описана программа изучения и развития коммуникативных навыков подростков с нарушением интеллекта и проанализирована ее эффективность.
Ключевые слова
Об авторах
А. Г. МуханбетчинаРоссия
А. Ж. Кенжегалиева
Россия
Ю. М. Жидкова
Россия
Список литературы
1. Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П [и др.]. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2002. – 384 с.
2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. –Изд.: Эль-Фа, 1996. -96 с.
3. Бәшірова Ж.Р., Әлқожаева Н.С. Тұлғааралық қарым-қатынас педагогикасы: оқу құралы. – Алматы: Қазақ университеті, 2011 -175 б.
4. Балтымова М.Р. Мүмкіндігі шектеулі балалар дамуының клиникалық ерекшеліктері. Дәрістер курсы. – Ақтөбе, 2012. -126 б.
5. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. –М.: Издательский центр «Академия», 2000. -200 с.
6. Багдарасьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка:автореф.дис. …канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2000. – 22 с.
7. Муханбетчина А.Г., Кенжегалиева А.Ж. Зерде бұзылысы бар жасөспірімдердің тұлғааралық қарымқатынасының ерекшеліктері. Абай атындағы ҚазҰПУ-нің ХАБАРШЫСЫ, «Психология» сериясы, №1 (58) 2019 ж. Б.207-212
Рецензия
Для цитирования:
Муханбетчина А.Г., Кенжегалиева А.Ж., Жидкова Ю.М. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2021;63(4):41-49. https://doi.org/10.47649/vau.2021.v63.i4.05
For citation:
Mukhanbetchina A., Kenzhegaliyeva A., Zhidkova Yu. DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS IN ADOLESCENTS WITH INTELLIGENT IMPAIRMENTS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2021;63(4):41-49. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.2021.v63.i4.05