Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

https://doi.org/10.47649/vau.2023.v.71.i4.04

Аннотация

В статье обосновываются методические подходы к диагностированию психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов. В результате исследований автор констатирует, что современные учителя по ряду объективных и субъективных причин не в полной мере реализуют свой психологопедагогический потенциал, что может неблагоприятно отражаться на его профессиональной деятельности и обучении и воспитании младшеклассников. Прежде чем формировать и развивать те или иные психологопедагогические свойства, необходимо провести психодиагностику, направленную на выявление наличия или отсутствия конкретных составляющих педагогического мастерства. Для этого следует подобрать методический инструментарий, который позволил бы провести исследование качественно и достоверно. Один из способов создания такой психодиагностики – использование методик определения существующих и используемых в педагогической практике психолого-педагогических качеств и свойств при непременном условии их модификации под необходимые задачи, то есть при изменении инструкции, содержательного ряда и критериев оценивания. Реальное и потенциальное – это одни и те же качества и свойства, только реальные уже сформированы и развиты, а потенциальные могут отсутствовать в профессиональной личности педагога или присутствовать не в полной мере и не использоваться в работе, их необходимо сформировать и совершенствовать. Автор не ставит своей целью анализ и интерпретацию конкретных методик, в статье рассматривается общий подход к процессу диагностики психолого-педагогического потенциала учителя начальных классов.

Об авторе

М. А. Романова
Московский городской педагогический университет
Россия

Марина Романова – доктор психологических наук, доцент, профессор департамента Методики обучения

Москва 



Список литературы

1. Гаманюк О.А. Психолого-педагогические аспекты развития личности учителя начальных классов. Пе-дагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Москва: Буки-Веди, 2013. — С. 6-11.

2. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной дея-тельности. Вопросы психологии. — 2000. — С. 3-18.

3. Ильина Н.Ф. Учительский потенциал: сущность и поддержка его развития. Известия ПГУ им. В.Г. Бе-линского. — № 24. — 2011. — 102 с.

4. Шайденко Н.А. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию: моногр. — М.: НИЦ ИНФРА-М. — 2019. — 231 с.

5. Глузман Н.А. Культурно-этические векторы профессиональной компетентности педагога. — Симфе-рополь. — 2021. — 322 с.

6. Рустамова Ш. Педагогическое мастерство как профессионализм педагога. Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — № 6. — 2014. — 70 с.

7. Романова М.А. Психолого-педагогический потенциал учителя начальных классов. — Южно-Сахалинск: СахГУ. — 2021. — 188 с.

8. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего об-щего образования) (учитель)»], и проект п. (подготовлен Минтрудом России 31.01.2022). [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/ (дата обращения: 19.09.2023).

9. Штоббе И.А. Профессиональные компетенции педагога. МНКО. — № 4. — 2009. — 60 с.

10. Остапенко А.А. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия. Южно-российский журнал социальных наук. — № 4. — 2013. — 69 с.


Рецензия

Для цитирования:


Романова М.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2023;71(4):41-49. https://doi.org/10.47649/vau.2023.v.71.i4.04

For citation:


Romanova M. METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DIAGNOSIS OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2023;71(4):41-49. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.2023.v.71.i4.04

Просмотров: 406


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)