ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ МЕНТОРСТВА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ (В НАЧАЛЕ ИХ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ) РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ РАСКРЫТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА
https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.73.i2.07
Аннотация
Для преодоления критической ситуации, связанной с уменьшением притока молодых ученых в науку, в Республике Казахстан предпринимаются меры государственной и вузовской поддержки молодых ученых. Цель исследования заключается в предложении новой меры в виде разработки более эффективного механизма раскрытия научного потенциала молодых ученых. Основным методом его разработки явилось моделирование менторства в ряду других описанных в статье методов исследования для его внедрения в региональные вузы Западного Казахстана (Уральск, Актобе, Атырау, Актау). Особенностью авторской модели менторства является ее направленность на молодых ученых, находящихся в начале своей научной карьеры (магистры/не докторанты). Результатами внедрения модели менторства являются повышение индивидуальных наукометрических показателей молодых ученых, развитие научной репутации и этики молодых ученых, повышение уровня формирования карьерной направленности личности молодого ученого и др. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании процесса внедрения модели менторства (ее цели, задач, условиях и результатах), практическая значимость представлена в виде наглядного и подробного отражения трехлетнего опыта внедрения предлагаемой модели менторства на сайте проекта (https://yresearch.kz/). Разработанный авторами новый механизм призван оказать деятельное содействие в раскрытии научного потенциала молодых ученых, что позволит данной дополнительной мере занять особое место в ряду других мер государственной и вузовской поддержки в раскрытии научного потенциала молодых ученых.
Ключевые слова
Об авторах
Ж. А. МайдангалиеваРоссия
Жумагуль Майдангалиева – основной автор, доктор философии (PhD), доцент.
Актобе, 030000
С. Н. Идрисов
Россия
Саламат Идрисов – кандидат педагогических наук, кафедры «Информатика», Председатель правления – Ректор.
Атырау, 060011
Г. А. Кузембаева
Россия
Гульжана Кузембаева – доктор философии (PhD), доцент.
Актобе, 030000
Б. Г. Ташмухамбетов
Россия
Бауыржан Ташмухамбетов – доктор философии (PhD), доцент.
Актобе, 030000
Список литературы
1. Национальный доклад по науке. — Нур-Султан. — Алматы. — 2020. — 238 с.
2. Tara Bolotin Most Fortune 500 Companies Have Mentor Programs. Do You? [Электронный ресурс] — URL: https://www.forbes.com/sites/forbescommunicationscouncil/2022/05/19/does-mentoring-still-matter-for- fortune-500-companies/?sh=4b989eb85d8c (дата обращения 28.04.2024)
3. Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А., Ташмухамбетов Б.Г. Модель менторства как новый механизм раскрытия научного потенциала молодых ученых (в начале их научной карьеры) региональных вузов Республики Казахстан/Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом, от 01.09.2022 года №28544. [Электронный ресурс] — URL: https://yresearch.kz/autor_svidetel/ (дата обращения 28.04.2024)
4. Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А., Ташмухамбетов Б.Г. План внедрения модели менторства молодых ученых (в начале их научной карьеры) региональных вузов Республики Казахстан для раскрытия научного потенциала. Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом, от 13.02.2023 года №32590. [Электронный ресурс] — URL: https://yresearch.kz/autor_svidetel/ (дата обращения 28.04.2024)
5. Майдангалиева Ж.А., Кузембаева Г.А., Ташмухамбетов Б.Г. Оценка эффективности мер государственной и вузовской поддержки в раскрытии научного потенциала молодых ученых (в начале их научной карьеры) региональных вузов Республики Казахстан. Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Педагогические науки». — №4 (76). — 2022. — С. 5-21
6. Кузембаева Г.А., Майдангалиева Ж.А., Ташмухамбетов Б.Г. Адаптированный опросник научного потенциала молодых ученых/Свидетельство о внесении сведений в государственный реестр прав на объекты, охраняемые авторским правом, от 16.01.2023 года №31789. [Электронный ресурс] — URL: https://yresearch.kz/autor_svidetel/ (дата обращения 28.04.2024)
7. Kuzembayeva G., Tashmukhambetov B., Maydangalieva Zh., Spulber D., Zelenina T., Toikina O. (2022) Valuation of the effectiveness of state and institutional support measures in capacity building of early-career researchers at the regional universities in the Republic of Kazakhstan. Value Orientations of Modern Youth in Challenging Times. Vol.2. Youth Voice Journal. P. 52-60
8. Kuzembayeva G., Tashmukhambetov B., Maydangalieva Zh. (2022) Needs and barriers of early career researchers at regional universities: a mixed methods case study in Kazakhstan. Journal of Social Studies Education Research. №13 (4). P. 160-187
Рецензия
Для цитирования:
Майдангалиева Ж.А., Идрисов С.Н., Кузембаева Г.А., Ташмухамбетов Б.Г. ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ МЕНТОРСТВА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ (В НАЧАЛЕ ИХ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ) РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ РАСКРЫТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;73(2):73-85. https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.73.i2.07
For citation:
Maydangalieva Zh., Idrissov S., Kuzembayeva G.K., Tashmukhambetov B. IMPLEMENTATION OF A MENTORING MODEL FOR YOUNG RESEARCHERS (AT THE BEGINNING OF THEIR SCIENTIFIC CAREER) AT REGIONAL UNIVERSITIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN TO UNLOCK SCIENTIFIC POTENTIAL. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;73(2):73-85. (In Russ.) https://doi.org/10.47649/vau.2024.v.73.i2.07