ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-БЕЖЕНЦЕВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация
Проект REACH в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова является уникальным опытом, создавший модель учебного пространства и программы для детей-беженцев с особыми образовательными потребностями. В проекте приняли участие родители детей, школьные учителя, школьные психологи, волонтеры, которые оказали методическую поддержку.
Цель статьи – выявление проблем социализации детей-беженцев с особыми образовательными потребностями на основе проведенного исследования в рамках научного проекта.
В рамках международного партнерского проекта на 2021-2024 годы учеными университета Саймон Фрейзер (Канада), университета Ярмук (Иордания) и университета Чанаккале (Турция) была проведена значительная работа с детьми-беженцами из зоны военных действий для их успешной социализации, обучения и предоставления необходимых образовательных ресурсов. Участники проекта из Атырауского университета (РК) провели ряд научно-исследовательских мероприятии с особенными детьми из нескольких семей-беженцев, вернувшихся из Сирии.
На базе Kids University «Атырауский университет им. Х.Досмухамедова студенты-волонтёры продемонстрировали эффективность введения элементов изобразительного искусства в процесс обучения детей с особыми потребностями. Кроме того, использование музыкальных и драматических элементов усиливает интерес к учебе и мотивирует выражению непосредственных эмоций, способствуя общей терапии обучаемых.
В данной статье подчеркивается важность консультативно-методической поддержки детей-беженцев, а результаты научного исследования станут ценным материалом для ученых в этой области.
Об авторах
А. СултангубиеваКазахстан
Айгуль Султангубиева – основной автор, кандидат филологических наук, ассоциированный профессор, заведующая кафедрой «Переводческого дела и иностранных языков».
Атырау
Л. Койшигулова
Казахстан
Ляйля Койшигулова – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, Проректор по социальным вопросам и молодежной политике.
Атырау
А. Муханбетжанова
Казахстан
Акмарал Муханбетжанова – доктор педагогических наук, ассоциированный профессор, декан факультета Инновационного образования.
Атырау
Список литературы
1. Сулейменовa Р.А. Проблемы и основные тенденции рaзвития специaльного обрaзовaния в Республике Кaзaхстaн. Вестник Кaзахский национальный педагогический университет имени Абaя, серия «Специaльнaя педaгогикa». — Алматы. — №1(4). — 2019. — C. 3-13
2. Жaнділдaевa Ж. Инклюзивті білім беру мaзмұны. Қaзaқстaн мектебі. — Алматы. — №7. — 2021. — Б. 60-61
3. Жусан операциясы: нақты нәтижелер. [Электрондық ресурс] — URL: https://egemen.kz/article/212353-zhusan-operatsiyasy-naqty-natidgeler (қаралу уақыты: 03.04.2024)
4. Williamson R.L., Alodat A.M., Shilibekova A., Aldabaibeh A., Sultangbubiyeva A. & Cetin B. (2024). Translating Inclusion: A Model to Relationally Frame International Inclusive Education Comparative Research. In Tiwari A. (Chair), Re-conceptualizing Comparative International Studies: Building Models for Deeper Understanding [Symposium], American Educational Research Association Annual Meeting, Philadelphia, Pennsylvania, United States of America. 3 p.
5. Council of Canadians with Disabilities. (2022). Celebrating our Accomplishments. 21 p.
6. Connor D.J. (2020). Who “owns” this/ability? The cultural work of critical special educators as insider- outsiders. Theory & Research in Social Education. 42 (4). P. 494-513
7. Lenette C. (2019). Art-based methods in refugee research. Springer Nature Singapore Pte. Ltd. 254 p.
8. Pollock T.G., & Bono J.E. (2020). Being Scheherazade: The importance of storytelling in academic writing. Academy of Management Journal. 56(3). P. 629-634
9. Kara H. (2020). Creative research methods in the social sciences: A practical guide. Bristol, UK.: Policy Press. 521 p.
10. Оспaнбaевa М.П., Құрмaновa С.Н. Ерекше білім қaжеттілігі бaр оқушылaрды психологиялық- педaгогикaлық сүйемелдеу шaрттaры. Абaй aтындағы Қaзaқ ұлттық педaгогикaлық университетінің Хaбaршысы, «Психология» сериясы. — Алматы. — №2. — 2018. — Б. 102-107
11. Warr D., Waycott J., Guillemin M., & Cox S. (2020). Ethics and visual research methods: Theory, methodology, and practice. US: Palgrave Macmillan. P. 1-16
Рецензия
Для цитирования:
Султангубиева А., Койшигулова Л., Муханбетжанова А. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-БЕЖЕНЦЕВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;73(2):99-106. https://doi.org/372.87
For citation:
Sultangubiyeva A.A., Koishigulova L.E., Mukhanbetzhanova A.U. PROBLEMS OF SOCIALIZATION OF DISPLACED CHILDREN WITH DISABILITIES. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;73(2):99-106. https://doi.org/372.87