ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ВНЕДРЕНИЮ И РАЗВИТИЮ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ
https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.15
Аннотация
В статье исследуется опыт учителей физики в реализации одного из актуальных мировых образовательных процессов – STEM-технологий. STEM представляет собой интеграцию образовательных дисциплин и показывает обучающемуся, как применяются научно-технические концепции в реальной жизни.
Рассматривается, что обучение школьников проектному методу решения реальных и технологических задач с помощью знаний математики, информатики и естественных наук и умения на более высоком уровне применять интегрированные знания на практике требует соответствующей подготовки учителей школ.
Авторы выделили основные актуальные проблемы внедрения STEM-технологий в нашем государстве: разработка концептуальных основ в системе подготовки высококвалифицированных кадров; организация практико-ориентированных курсов повышения квалификации преподавателей; необходимость широкого привлечения специалистов с технологическим и инженерным образованием для обеспечения программ бакалавриата и магистратуры.
В целях определения состояния применения STEM-технологий авторы провели эмпирические исследования среди учителей школ Западного Казахстана. Установлено, что учителя нуждаются в методической помощи и поддержке при внедрении STEM-технологий. Учителя готовы к инновациям, реализация практико-ориентированного и проектного обучения вызывает у них интерес. Выявлена необходимость создания сообществ для обмена опытом и подключения к ним педагогов, занимающихся практикой реализации STEM-образования.
Ключевые слова
Об авторах
Г. К. ЖусупкалиеваКазахстан
Галия Жусупкалиева – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры «Физика и технические дисциплины»
Атырау
Б. У. Куанбаева
Казахстан
Баян Куанбаева –кандидат педагогических наук, и.о. профессора кафедры «Физика и технические дисциплины»
Атырау
М. Е. Рахметов
Казахстан
Максот Рахметов – PhD, старший преподаватель кафедры «Информатика»
Атырау
Список литературы
1. Жусупкалиева Г., Куанбаева Б., Салтанова Г., Тумышева А., Рахметов М. Физикалық есептерді шығару үдерісінде STEM технологиясын қолдану. Қазақстан Республикасы Ұлттық ғылым академиясының Хабаршысы». — №4. — 2023. — Б. 119-130
2. Li Y., Hibbard R., Sercombe P., Kelk A., Xu C. (2021). Inspiring and engaging high school students with science and technology education in regional Australia. STEM Educ., 1, 2. 114 p.
3. Имашев Г., Куанбаева Б.У., Тумышева А.А., Салыкбаева Ж. Усиление политехнической направленности изучения курса физики в соответствии с уровнем развития современной техники. Мир науки, культуры, образования. — №4(89). — 2021. — С. 35-38
4. Bocharova J.Yu., Bagachuk A.V., Safonova M.V. (2020). The role of educational results in designing a model of pedagogical internship in engineering and technology. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education. 45(3). P. 508-516.
5. Зубова Н.В., Даммер М.Д. (2021). Реализация идей STEM-образования на занятиях по физике в технологическом вузе. ББК 74.58: 74.202. — С 56-143.
6. Қазақстан Республикасында жоғары білімді және ғылымды дамытудың 2023-2029 жылдарға арналған тұжырымдамасы (28.03.2023. №248 қаулысы).
7. Обухов А.С., Ловягин С.А. Задания для практики STEM-образования: от суммы частных задач и учебных дисциплин к целостному деятельностному междисциплинарному подходу. Исследователь. 2020. — №2(30). — С. 63-80
8. Чихачева О.А. STEM-технологии в современном образовании. Современное образование: наука и практика Учредители: Рязанский институт развития образования, Министерство образования и молодежной политики Рязанской области. 2020. — №1. — С. 26-31
9. Зубова Н.В., Даммер М.Д. Реализация идей STEM-образования на занятиях по физике в технологическом вузе. Современное образование и педагогическое наследие академика А.В. Усовой: материалы международной научно-практической конференции. — Челябинск: Край Ра. — 2021. — 143 с.
10. Кудинов В.В. (2023). Модель подготовки будущего учителя физики на основе междисциплинарных и прикладных подходов STEM-образования. Интеграция методической (научнометодической) работы и системы повышения квалификации кадров 2023. — №2(30). — С. 129-138
Рецензия
Для цитирования:
Жусупкалиева Г.К., Куанбаева Б.У., Рахметов М.Е. ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ВНЕДРЕНИЮ И РАЗВИТИЮ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;74(3):170-178. https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.15
For citation:
Zhusupkalieva G., Kuanbayeva B., Rakhmetov M. PROBLEMS OF STUDYING THE TRAINING OF PHYSICS TEACHERS IN THE IMPLEMENTATION AND DEVELOPMENT OF STEM TECHNOLOGY. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;74(3):170-178. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.24.v74.i3.15