ТЕНДЕНЦИИ И ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.11
Аннотация
В статье рассматриваются основные вопросы подготовки специальных педагогов и специалистов инклюзивного образования, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями - одна из актуальных проблем в целом в области педагогической науки. Методы, использованные в статье, включают анализ официальных и законодательных данных, а также опрос обучающихся по образовательной программе «Специальная педагогика» Актюбинского регионального университета им.К. Жубанова. Анкета направлена на выявление и совершенствование некоторых вопросов подготовки специалистов-кадров по образовательной программе. Анализ показал, что основные проблемы связаны с соответствием практической подготовки студентов современным требованиям, обновлением учебных материалов, новых технологий и методик обучения, а также спросом на специальных педагогических специалистов на рынке труда. Результаты исследования имеют важное значение для развития инклюзивного образования и могут быть использованы для формирования стратегий специальных педагогов в области образования. Рекомендации способствуют созданию эффективной образовательной среды, что, в свою очередь, способствует повышению качества обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова
Об авторах
К. ТуребаеваКазахстан
Клара Туребаева – доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Психологии и специальной педагогики»
Д. Рамазанова
Казахстан
Динара Рамазанова – PhD, кафедра «Общей педагогики и менеджмента в образовании»
Г. Кусаметова
Казахстан
Гульсум Кусаметова – кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Психологии и специальной педагогики»
А. Рыстыгулова
Казахстан
Айгуль Рыстыгулова – магистр педагогики и психологии, кафедра «Психологии и специальной педагогики»
Список литературы
1. Қазақстан Республикасының «Білім» туралы Заңы от 27 июля 2007 года № 319-III. [Электрондық ресурс] - URL:https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319 (қаралу уақыты: 09.09.2024)
2. О правах ребенка в Республике Казахстан Закон Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345 https://special-edu.kz/EDU_LFSI/LegislativeBasicsKZ/ru/BD.pdf дата обращения 08.08.2002).
3. О мерах по реализации Закона Республики Казахстан от 26 июня 2021 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования" Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 17 ноября 2021 года № 184-р https://special-edu.kz/EDU_LFSI/LegislativeBasicsKZ/ru/%B3%D0%B0.pdf (дата обращения 17.11.2021).
4. Агарагимова В.К., Магомедова Е.Э., Джамалудинова З.Г. Теоретико-методологические основы подготовки студентов к работе с детьми в условиях инклюзивного образования. Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 74-3. – С. 8-10.
5. Яковлева И.М., Яковлев С.В. Подготовка педагогических кадров к инклюзивному образованию школьников с ограниченными возможностями здоровья. Специальное образование. 2021. №2 (62). С. 170181.
6. Хабарова, С.П. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей-логопедов на основе практико-ориентированного обучения / Хабарова С.П., Харитонова Е.А. – Ученые записки факультета специального образования: сб. научных статей. – Минск: БГПУ, 2016. – С. 133–140.
7. Яковлева И.М. Вариативность подготовки педагогических кадров к инклюзивному образованию //ББК 88.48 И 65. – 2021. – 371 с.
8. Лыжин А.И., Феоктистов А.В. Профессионально-педагогические кадры: новые технологии подготовки. Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. – 2021. – №. 2 (5). – С. 19-29.
9. Зарубежный опыт подготовки специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями. Монография. - Алматы. - 320 с.
10. Подготовка специальных педагогов в Казахстане. Монография. - Алматы. - 359 с.
Рецензия
Для цитирования:
Туребаева К., Рамазанова Д., Кусаметова Г., Рыстыгулова А. ТЕНДЕНЦИИ И ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2024;75(4):123-131. https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.11
For citation:
Turebayeva K., Ramazanova D., Kussametova G., Rystygulova A. TRENDS AND PRACTICES IN THE TRAINING OF SPECIAL EDUCATORS FOR INCLUSIVE EDUCATION. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2024;75(4):123-131. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.24.v75.i4.11