КРИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР О ВЛИЯНИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
https://doi.org/10.47649/vau.2021.v62.i3.06
Аннотация
Процесс глобализации непрерывное явление, проникающее во все сферы деятельности. Одним из самых распространенных направлений является образование. Данная статья представляет собой критический обзор литературы о последствиях глобализации и ее влиянии на систему образования Казахстана, обсуждаются события прошлого и настоящего.
Неоднократно отмечалось значимость развития человеческого капитала в Казахстане. Было предпринято множество действий по улучшению качества среднего образования в стране. В статье примером берется сеть Назарбаев интеллектуальных школ, что в свое время и по сей день является флагманом современной школы отвечающего требованиям нового времени. Благодаря данной сети школ были представлены такие важные концепты как критическое мышление, ИКТ компетентность, владение несколькими языками, коммуникативные и коллаборативные (совместная работа) навыки, столь необходимые в современном мире. Данные явления или «заимствования» как отмечают зарубежные авторы, в статье рассматриваются в сравнении с другими странами также имеющих схожие примеры в системе образования.
Тема представляет значительный интерес в связи с увеличением заимствований «лучших практик» у экономически мощных стран. Также в статье обсуждаются примеры лучших практик, критические взгляды исследователей на эту тему, анализируются положительные или отрицательные последствия изменений в системе образования Казахстана.
Список литературы
1. Ball S. J. The Education debate, 2nd edition. The policy press, 2013. p.31.
2. Bridges D. Educational reform and internationalisation. The case of School reform in Kazakhstan (ed). Cambridge: Cambridge University Press, 2014.
3. Burkhalter N. and Shegebayev R.M. Critical thinking as culture: Teaching post-Soviet teachers in Kazakhstan, International Review of Education, 58(1), 17 March 2012, pp.6-8.
4. Coulby D. and Zambeta E. ‘Globalization and nationalism in education’(ed). Oxon: Routledge (World Yearbook of education 2005), p.2.
5. DeYoung A.J. and Nadirbekyzy B. ‘Redefining schooling and community in post‐Soviet Kazakhstan’, Journal of Education Policy, 1997, 12(1-2), pp. 71-78. doi:10.1080/0268093970120111
6. Government of the Republic of Kazakhstan (Prime Minister of the Republic of Kazakhstan), State Program on Language Development and Functioning in the Republic of Kazakhstan for 2011-2019, 2 July 2018 Available at: https://egov.kz/cms/ru/law/list/P1800000401 7 Malakhasyan E.G. ‘Osnovnye aspekty obnovlennogo soderzhaniya srednego obrazovaniya Respubliki Kazahstan’ ‘Main aspects of updated secondary education content of Republic of Kazakhstan’, Otkrutaya shkola, 2016, 6(157) http://www.open-school.kz/glavstr/tema_nomera/tema_nomera_157_1.htm
7. Nazarbayev N. ‘Kazakhstan 2050 Strategy: New Political Course of the Established State’. Annual State of the Nation Address. Astana, December 2012. http://www.akorda.kz/en/addresses/addresses_of_president/address-by-the-president-of-the-republic-of-kazakhstan-leader-of-the-nation-nnazarbayev-strategy-kazakhstan-2050-new-political-course-of-the-established-state
8. Nazarbayev N. ‘Speech of the President of the Republic of Kazakhstan at the Forum of the Bolashak Programme’s Scholars’. 30 January, 2008.
9. Nazarbayev N. The Strategic Plan for Development of the Republic of Kazakhstan until the year 2020 Decree of the President of the RK No.922, 2010. http://www.akorda.kz/en/official_documents/strategies_and_programs
10. OECD PISA 2006 science competencies for tomorrow’s world, executive summary. Paris: OECD, 2007, p.16. Accessed in February 18, 2020 https://www.oecd-ilibrary.org/education/pisa-2006_9789264040014-en
11. Ozga J., Seddon T., and Popkewitz S.T. ‘Education research and Policy’(ed). Oxon: Routledge (World Yearbook of Education 2006), pp.5-6.
12. Slogans and missions of network of NIS schools, atr.nis.edu.kz
13. Spring J. Globalization of Education. An Introduction. 2nd edition. New York: Routledge, 2015
14. Steiner-Khamsi G., Waldow F., Seddon T., Ozga J., Zanten v.A., (2012) ‘Policy Borrowing and Lending in Education’. Oxon: Routledge (World Yearbook of Education 2012) p.3.
15. Suárez-Orozco M.M. and Qin-Hilliard D.B. Globalization: Culture and education in the new millennium. California: University of California Press, 2004.
16. Townsend T. and Bates R. ‘Handbook of Teacher education: Globalization, standards and professionalism in times of change’(ed). The Netherlands: Springer, 2007. p.4.
17. Yakavets N. ‘Negotiating the principles and practice of school leadership: the Kazakhstan experience’, Educational Management Administration and Leadership, 2016, 45(3), pp. 445-465. doi:10.1177/1741143216628537.
Рецензия
Для цитирования:
Yersaiynova Zh. КРИТИЧЕСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР О ВЛИЯНИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2021;62(3):56-61. https://doi.org/10.47649/vau.2021.v62.i3.06
For citation:
Yersaiynova, Zh. CRITICAL LITERATURE REVIEW ABOUT THE EFFECTS OF GLOBALISATION ON KAZAKHSTANI EDUCATION SYSTEM. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2021;62(3):56-61. https://doi.org/10.47649/vau.2021.v62.i3.06