ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
https://doi.org/10.47649/vau.2023.v70.i3.06
Аннотация
В этой статье рассматривается вопрос цифровой компетентности как одной из основных составляющих профессиональной компетентности и цифровой грамотности. Целью исследования является объяснение сущности понятия «искусственный интеллект» и его значения в формировании цифровой грамотности. Повышение цифровой грамотности населения признано одним из приоритетов ускорения развития цифровой экономики, а цифровая компетентность является одним из ключевых навыков, необходимых современному человеку для успешного ведения конкурентной жизни и самореализации в цифровом мире. Сейчас в каждой стране проводятся исследования в сфере информационных технологий. Достижения ученых в сферах построения компьютерных архитектур, анализа, моделирования, оптимизации систем и создания искусственного интеллекта известны во всем мире. В экономике, где бизнес и наука эффективно сотрудничают, цикл вывода инноваций на рынок происходит быстрее, а конкурентные преимущества растут в долгосрочной перспективе. Движущей силой внедрения систем искусственного интеллекта производственными компаниями является повышение эффективности за счет автоматизации процессов. К тому же технология ИИ позволяет максимально персонализировать услуги и увеличивает спрос. Впрочем, основные проблемы экономического сектора, которые сейчас влияют на развитие искусственного интеллекта, можно разделить на две категории: внутриотраслевые и внеотраслевые. К первым можно отнести внедрение и реализацию инновационных проектов фирмами на более низком уровне, чем мировыми лидерами, ко вторым – низкую производительность труда и большую долю рабочих мест, подлежащих автоматизации, закрытые и устаревшие структуры данных, недостаточное внедрение технологий искусственного интеллекта в государственном секторе, трудовые вопросы. В целом к внешним вызовам можно отнести отсутствие или несовершенство регулирования в некоторых сферах развития ИИ (здравоохранение, образование, транспорт), законов о защите персональных данных и ограниченный доступ к капиталу. Эти проблемы требуют более подробного анализа с разных точек зрения.
Ключевые слова
Об авторах
А. У. МухамбетжановаКазахстан
Акмарал Муханбетжанова – основной автор, доктор педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры «Дошкольного и начального образования»
г. Атырау
О. Абилова
Казахстан
Орынгуль Абилова – магистр, старший преподаватель кафедры «Дошкольного и начального образования»
г. Атырау
Список литературы
1. Захарова О.А.,Ахметжанова Г.В. Система научного обеспечения допольнительного профессионального образования в информационно-образовательной корпоративной среде. Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2016. №1 (24) – 18-20.doi: 10.18323/2221-5662-2016-1-18-22
2. Алексеева C. Цифровая компетентность: стратегические ориентиры и успешные практики. Перспективы и инновации науки. 2023. №10(28). С. 45–55. URL:https://doi.org/10.52058/2786-4952-2023-10(28)-45-55 (дата обращения: 18.07.2023).
3. Тринус О. Формирование цифровой грамотности будущих преподавателей учебных заведений высшего образования: теоретический аспект. UNESCO Chair Journal «Lifelong Professional Education inthe XXI Century». 2022. T. 2, № 6.C.98–115.URL:https://doi.org/10.35387/ucj.2(6).2022.98-115 (дата обращения: 18.07.2023).
4. Кремень В. Г., Быков В. Ю., Ляшенко А. И., Литвинова С. Г., Луговой В. И., Малеванийю. И., Пинчуко. П., Топузов А. Н. Научно-методическое обеспечение цифровизации образования Украины: Состояние, проблемы, перспективы. Herald ofthe National Academy of Educational Sciences of Ukraine. 2022. T. 4, №2. C. 1–49. URL: https://doi.org10.37472/v.naes.2022.4223 (дата обращения: 18.07.2023).
5. Овчарук О. Цифровая компетентность современного учителя новой украинской школы. Моделирование цифровой учебной среды учреждения общего среднего образования: сб. материалов всеукр. наук. - практ. семинара. Киев: Институт информационных технологий и средств обучения НАПН Украины, 2020. 117 с. URL: https://znayshov.com/FR/7987/298.pdf (дата обращения: 18.07.2023).
6. Шевченко Т. А., Павленко И. М. Цифровая компетентность соискателей образования. Сумы: НВВ СОИППО, 2023. 136с. URL: http://ir.soippo.edu.ua:8080/jspui/handle/123456789/439 (дата обращения: 18.07.2023).
7. Стойка О. формирование цифровой грамотности учителя в системе последипломного образования Украины. Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Вып. 2(75). 2023. С.61–76. URL: https://dspace.uzhnu.edu.ua/jspui/handle/lib/52624
8. Henseruk H. Digital competence as one of the professionally important competencies of a future teacher. Open educational e- environment of modern university. 2019. №6. URL:https://doi.org/10.28925/2414-0325.2019.6.816 (date ofaccess: 18.07.2023).
9. Ничкало Н., Лазаренко Н., Гуревич Р. Информатизация и цифровизациясобщества в XXI веке: новивызывы для учреждений высшего образования. Modern Information Technologies and Innovation Methodologies of Education in Professional Training Methodology Theory Experience Problems. 2022. C. 17–29. URL: https://doi.org10.31652/2412-1142-2021-60-17-29 (дата обращения: 18.07.2023).
10. Берман Н.Д. К вопросу о цифровой грамотности. Society of Russia: educational space, psychological structures and socialvalues. 2017, Volume 8, Number 6-2. 35-36.стр http://ej.soc-journal.ruhttps://doi.org10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38
11. Распоряжение Кабинета Министров об одобрении Концепции развития искусственного интеллекта: 02.12.2020 р. URL:https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1556-2020-p#Text ( дата обращения: 18.07.2023)
12. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 — 136 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мухамбетжанова А.У., Абилова О. ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ. Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова. 2023;70(3):54-62. https://doi.org/10.47649/vau.2023.v70.i3.06
For citation:
Mukhanbetzhanova A., Oryngul A. THE IMPORTANCE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE FORMATION OF DIGITAL LITERACY OF TEACHERS. Bulletin of the Khalel Dosmukhamedov Atyrau University. 2023;70(3):54-62. (In Kazakh) https://doi.org/10.47649/vau.2023.v70.i3.06