Preview

Вестник Атырауского университета имени Халела Досмухамедова

Расширенный поиск
Том 57, № 2 (2020)
49-56 410
Аннотация

Преобразования, происходящие на глобальном уровне, вносят изменения во все сферы человеческой деятельности, включая систему образования. Традиционные формы обучения, ориентированные на преподавателя, в то время как студенты являются пассивными участниками образовательного процесса, в настоящее время уступили место более эффективным интерактивным методам обучения, которые полностью вовлекают студентов в образовательный процесс. В данной статье также анализируются изменения, происходящие в сфере образования сегодня. Ведь ориентация на новые цели образования требует изменения методов и форм организации учебного процесса. Авторы статьи приводят ряд причин, из-за которых интерактивное обучение становиться более распространённым и актуальным в сфере образования. Далее рассматриваются разные определения понятия интерактивное обучение с точки зрения разных авторов. Более подробно описаны сходства и различия в понимании данного понятия у разных авторов, описываются стадии интерактивного обучения, его особенности. Тем самым в статье рассматривается понятие интерактивное обучение с разных сторон, для того чтобы, выявить его сущность В статье подчеркивается актуальность использования интерактивных форм обучения, анализируется концепция интерактивного обучения.

56-64 1049
Аннотация

В данной статье описывается формирование педагогической деятельности ученого, педагога, психолога Мажита Муканова, влияние учителей и коллег через его педагогическую жизнь, и его психологические, педагогические взгляды в учебниках, учебных пособиях и научных статьях. Также рассматриваются многие казахстанские ученые, написали труды о значении места М. Муканова в науке психологии, в котором изложены его роль в развитии национальной и педагогической психологии. Важность работы ученого заключается в значении общественного спроса на историю педагогической психологии, духовной потребности в обучении будущих специалистов и широком использовании педагогической психологии в системе образования. Значение утверждений в его работах о познавательных процессах и психических свойствах гармонично сочетается с работами российских и зарубежных психологов. Актуальной проблемой статьи являются, выявление психологических взглядов в наследии ученого посредством основных научных работ, а также использования в своей работе педагог - психологи высказывание ученого об психологическим консультирование и психопрофилактической работе, и формирование психологии молодежи через личностные качества учителя.

65-72 281
Аннотация

В статье рассматривается основной принцип воспитания в фольклоре - уважение духовных и нравственных качеств, особенно совести, порядочности, вежливости, доброты и других чувств чистоты совести. Показано, что традиции играют особую роль в становлении молодого поколения как личности. Во - первых, основным современным требованием для казахского народа является воспитание ценностей любви, которые передаются из поколения в поколение. Таким образом, применение национальных традиций в образовательном процессе способствует формированию национального самосознания.Если правильно с самого раннего возраста прививать молодым людям суть традиций, которые являются основой народного образования, ценным активом, мы можем надеяться, что воспитаем патриотического гражданина. Воспитание казахской семьи является «лестницей» для формирования личностного поведения и духовно - культурных ценностей. Сегодня важность использования традиций в учебном процессе в школе заключается, во - первых, в его знакомстве с опытом людей в области образования, методическими и педагогическими возможностями, а во - вторых, с личностными качествами, такими как ответственность, порядочность, активность. Богатый опыт казахского народа на протяжении веков, традиции, обычаи, устная литература, национальные игры - бесценное сокровище особой воспитательной ценности.

73-80 301
Аннотация

В период с августа 2016 года по март 2017 года в Атырауском государственном университете имени Х.Досмухамедова была проведена экспериментальная работа по внедрению элементов методологии PBL по аналогии проектного обучения. Студенты выпускного курса специальностей «Психология», «Педагогика и психология» изучали модуль «Психология лидерства и успеха» в рамках следующих дисциплин: «Психология менеджмента», «Практикум специализации», «Психодиагностика». В статье проанализировано то, что использование проектного обучения в процессе обучения в вузе ведет к созданию благоприятных условий для успешного овладения ими основными формами учебной деятельности. Проектная методика позволит решить ряд важных проблем: - занятия переходят к практическим действиям, влияющим на эмоциональную сферу студентов, что повышает мотивацию; - студенты получают возможность самостоятельно получать необходимую информацию, осуществлять творческую работу в рамках данной темы.; - в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых студенты взаимодействуют и становятся равными партнерами и консультантами как друг с другом, так и с преподавателем

ЭКОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

81-86 245
Аннотация

При проведении производственных работ, необходимо обеспечение нормального санитарного содержания территории в условиях эксплуатации без ущерба для окружающей среды, особую актуальность при этом приобретают вопросы сбора и временного складирования, а в дальнейшем утилизации твердых бытовых отходов и отходов строительства. Экологическая опасность отходов - качество, которое представляет собой совокупность опасных свойств, находящихся в функциональном единстве и характеризующих способность отхода оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду и человека. При этом компонентом отхода является любая составная его часть (например, химическое соединение или его составная часть, сохраняющая при обычных условиях основные свойства), для которой можно сформировать систему показателей, которые используются для оценки опасности отхода. Данная статья посвящена исследованию отходов образующиеся при разработке отвалов вскрышных гипсов месторождений 96 и 102в Акжайыкском районе Западно-Казахстанской области. Расчет объемов образования отходов производится по «Методике разработки проектов нормативов предельного размещения отходов производства и потребления», Приложение № 16 к приказу Министра МООС РК от 18.04.08 г. №100-п. По результатам исcледований определено планируемое количество отходов производства и потребления при строительстве и эксплуатации проектируемого объекта.

87-94 270
Аннотация

В данной работе на примере анализа данных по рыболовству в р.Жайык и прибрежной части Каспийского моря показано влияние интенсивности рыболовства на состояние запасов. В этих условиях одним из важных параметров управления рыболовством должны стать граничные ориентиры по промысловому вооружению для каждого участка Жайык-Каспийского бассейна, в том числе расположенных у побережья Мангистауской области. Показано, что для обоснования необходимости введения нормативов необходимо рассчитать возможный вылов рыбы. Выявлены условия при которых управление рыболовством должно стать граничным ориентиром по промысловому вооружению, которые позволят регулировать промысловую нагрузку на водоемы путем нормирования количества орудий лова, заявляемых природопользователями для организации промысла. Это позволит сократить присутствие на водоемах избыточного промыслового усилия, установить и внедрить в практику пределы безопасного усилия (параметров промысла), позволяющие, с одной стороны, эффективно использовать имеющиеся запасы, с другой стороны, не допускать их подрыва, т.е установить для каждого водоема максимально - допустимое количество используемых в промысле орудий лова. В данной статье приводим расчетные нормативы для каждого участка прибрежной части Каспийского моря у побережья Мангистауской области. Показан промысел в прибрежной части Каспийского моря осуществляемый предприятиями Мангистауской области на закрепленных за ними, участках.

94-98 294
Аннотация

В работе проанализирована размерно-возрастная, половая структура и динамика численности популяции щуки. Выявлено, что структура промысловых уловов щуки в р. Кигаш включала несколько поколений с различной динамикой численности. Показано, что основную группу нерестующих рыб составляли молодые особи 3-4 лет. В тоже время увеличилась доля рыб старше возрастных групп. Показано, что наибольшие уловы щуки приходились на весеннюю путину, когда промысел сосредотачивался на преднерестовые и нерестовые миграции. В ранние годы и последующие годы (2010-2019 гг.) уловы не превышали 400 кг за исключением 2015 г когда максимальные уловы достигали до 1 тонны.Определено, что масштабы естественного воспроизводства позволяют пополнять запасы этих видов рыб. Промыслом изымаются такие виды рыб как: вобла, судак, сазан, жерех, сом, щука, лещ, карась, окунь, густера красноперка и линь. В настоящее время рыбный промысел в водной системе р. Кигаш базируется на четырех видах рыб: вобла, сом лещ и карась. По численности в уловах щука занимает 5 место. Известно, что современный нерестовый фонд р. Кигач составляет 70 тыс. га . Множество каналов рукавов и ериков являются местами нереста для щуки. Эффективность воспроизводства щуки зависит от ее численности на нерестилищах и меньше от гидрологического режима, так как, нерест щуки начинается до начала паводка и влияние оказывает подъем и спад уровня воды.

99-105 353
Аннотация
В данной статье приводятся материалы исследований по питанию полупроходных рыб в реке Жайык. Показано, что собранный материал проводился в летний период за счет научного лимита в соответствии с методикой по питанию судака и леща. Определены биологические показатели рыбы, частота встречаемости компонентов питания и индекс наполнения кормовфх организмов в желудочно - кишечном тракте. Представлены исследования проводимые на станции расположенные в р.Жайык «Нижний Татарский», «Еркинкала», «Нижняя Дамба», «Малая Дамба». Дано описание кормовых объектов по каждому виду изучаемых рыб. Установлено, что питание рыб в основном зависит от состояния окружающей среды. От возрастного состава рыб изменяется качественный состав питательных веществ. Значительное влияние оказывают на питательную активность рыбы, нормальные условия жизни рыбы, температура воды и содержание кислорода. Известно, что каждый вид рыб питается определенными пищевыми организмами.В зависимости от вида питания и способов его лова или характера питания рыбы подразделяются на хищные и бентосоядные. Рыбу съедают в основном хищники, а их виды - судак, щука - обитатели пресноводных водоемов. Питание «не хищных» рыб подразделяется на бентофагы, планктофагы и водоросли растительного происхождения.Представлен предствитель из хищных рыб - судк и бентофак - лещ.
106-111 339
Аннотация

В данной работе приведены материалы по динамике численности нерестовой популяции воблы в р. Жайык. Показано, что река Жайык с предустьевым пространством включает в себя значительную акваторию, которая является районом миграции промысловых рыб из предустья в реку и обратно. Во все сезоны года по всей акватории происходит формирование рыбных запасов нагул молоди и взрослых рыб. В статье анализируется интенсивность нерестовой миграции производителей к местам нерестилищ р. Жайык и их биологическая характеристика. Выявлено, что ежегодно снижается численность рыб старше возрастных групп. Проводимые научные исследования позволяют оценить характерные особенности нерестовой миграции воблы и определить ее запасы рыб и рекомендовать промысловое изъятие. Полученные научные данные по состоянию запасов рыб, их биологические характеристики (темп роста, плодовитость, урожайность молоди, обеспеченность кормом) являются основой для расчетов квот вылова и разработки стратегии рационального использования биоресурсов. Определено, что в качественной структуре производителей воблы, мигрирующей к местам расположения, отмечалось дальнейшее увеличение длины и массы тела как у самок так и у самцов. Размеры воблы из неводных речных уловов колебалась от 15 - 34 см (средняя 22 см) и массой 79 -729 г (средняя 271 г). Средняя длина самок - 24 см, самцов - 20 см, средняя масса - 404 и 139 г соответственно. Нерестовое стадо воблы весной 2019 г состояло из 6-ти возрастных групп в диапазоне 2 - 7 лет. Преобладали 3 - 5 годовики до - 96,1%. Средний возраст популяции - 3,9 лет, что ниже показателей предыдущих лет.

112-119 298
Аннотация

В данной статьепроведён анализ материалов современного состояния промысла полупроходных рыб на рыбопромысловых участках р.Жайык. Представлена краткая характеристика гидрологического режима р.Жайык и его влияние на промысел. Определено, что наиболее важными гидрологическими факторами, определяющими эффективность воспроизводства промысловых рыб, являются объем водного стока воды. Выявлено, что зарегулированность речного стока в верхней части бассейна р. Жайык и значительный забор воды на различные нужды являются основными причинами снижения объемов годового стока в нижнем течении. Для гидрологическогорежима р.Жайык характерна значительная изменчивость объема годового стока.В последние годыр.Жайык является маловодной рекой и его влияние в последнее время усиливается на состояние биоресурсов р.Жайык. Известно, что несмотря на снижение уровня водыр. Жайык и ухудшение экологической обстановки промысел полупроходных видов рыб продолжается на стационарных тоневых участках.Показано, что в настоящее время основу промысла составляют полупроходные и речные рыбы, размножение которых связано с режимом весеннего половодья. Выявлено, что условия нереста рыб связаныс уровнем воды в реке, наступлением нерестовой температуры воды и продолжительностью паводка.

119-125 317
Аннотация

В данный статье рассматривается содержание растворенного кислорода и водородный показатель в реке Жайык. Изучена сезонная динамика температуры воды, водородного, биогенного и кислородного режима. Проведено изучение содержание растворенного кислорода в воде реки Жайык в различные годы исследований. Показано, что во все сезоны исследований концентрация растворенного кислорода в воде колебалась по сезонно.В результате исследования средний уровень растворенного кислорода в воде на станциях в весенний период находился в пределах -5,7 мг/дм3. В летний период растворенный в реке кислород составило 7,2-8,7 мг/дм3. По данным многолетних исследований кислородный режим реки Жайык варьировал от 5,6 до 14,4 мг/дм³. Выявлено, что самый низкий показатель кислородного насыщения в воде реки Жайык был зафиксирован в 2019 году.В целом, в период наблюдения значительно снижается содержание кислорода в воде, но не имеется четких закономерностей его зависимости от годового стока, предусмотрены определенные тенденции снижения кислорода в воде. 2002-2009 гг. в среднем содержание кислорода в воде составил- 9,2 мг/дм3 при годовом стоке воды на уровне 7,8 км3. В период 2012-2019 гг. содержание кислорода уменьшилось на 1,0 мг/дм3, но установлено, что годовой сток воды практически не изменился (7,8 км3).

125-131 306
Аннотация

В статье представлен анализ сезонных изменений таксономическогосостава, численности и биомассымакрозообентоса реки Жайык в 2019 г. Выявлено, что в видовом составе донной фауны было определено 13 видов и форм бентосных организмов из четырех групп: черви - 4, насекомые- 2, ракообразные - 2 и моллюски - 5 видов. В весенний, летний и осенний периоды повсеместно встречались малощетинковые черви. Показана трофность в сезонном аспекте от среднего (весной и летом) до низкого (осенью) класса кормности и соответствовала водоемам β-мезо трофного и олиготрофного типа. Определено, что весной, летом и осеньюповсеместно встречалисьмалощетинковые черви Oligochaetasp. (100% встречаемость). Личинки хирономид Chironomidae встречались с частотой от 50 до 100%. Реже отмечались многощетинковые черви H. kowalewskii (встречаемость от 33 до 67%). Куколки Chironomidae, ракообразные C. сurvispinum и моллюски U. pictorum отмечены с встречаемостью 33%. таксономический состав зообентоса р. Жайык в 2019 г. состоялиз 13 видов и форм бентосных организмов из четырех групп: черви - 4, насекомые- 2, ракообразные- 2 и моллюски- 5 видов. В межсезонном аспекте наблюдалось колебание количественных показателей бентоса. По результатам исследований средние значения численности и биомассы донных беспозвоночных составляли весной 1013экз./м2 и 13,0 г/м2, летом - 910экз./м2 и 634,85 г/м2, осенью - 1263экз./м2 и 454,88 г/м2, соответственно.В зообентосе определяющее значение по численности имели черви, доля которых составляла весной 92,8%, летом 72,2%, осенью 90,3% от средней численности бентоса. По биомассе преобладали моллюски, их доляв средней массе бентосаравнялась весной84,4%, летом 99,78% и осенью 99,61%, соответственно.

131-136 420
Аннотация

В этой работе показан видовой состав полупроходных рыб в реке Кигач и предустьевом пространстве. Размерно-весовые показатели рыб сазана, леща и карася показывают, что в предустьевом пространстве выше, чем в река Кигач. Нерестовая часть рыбы сазана, леща, карася описана возрастной структурой, а также показывает, что в период нереста преобладали молодые рыбы. Выявлено, что основная часть молоди рыб скатывается в море в год рождения и небольшое количество рыб остаются в русле реки где нагуливается и питается. Выявлено, что сазан, найденный в реке Кигач, имел длину от 31 до 45 см и весил от 585 до 1782 грамма. Популяция сазана характеризовалась разницей в возрасте от 3 до 8 лет, а основная группа рыб в возрасте до 4 лет была самой большой, около 46%, что свидетельствует об устойчивости естественного воспроизводства рыбных запасов. Определено, что во время промышленного лова в реке Кигач, в 2019 г, размеры леща были 22 - 31см, вес от 183 до 554 г. По исследованиям 2019 года 3-4 годичные рыбы составляли 79,7%. Нерестящаяся часть сазанов, лещей, карася характеризуется возрастной структурой, длина и вес которой меняются с возрастом, а также преобладанием молоди рыб во время нереста. В 2019г сообщалось, что длина карася, пойманного в реке Кигач, варьировалась от 17 см до 27 см и весила от 146 до 555 г.

136-143 280
Аннотация

В статье приводится анализ состояния зоопланктоценоза реки Жайык. В материалах статьи изучены таксономический состав и частота встречаемости организмов за два года. Проведен анализ сезонных изменений пространственного размещения зоопланктонных сообществ р. Жайык. В результате проведенных исследований установлен класс низкий трофности изучаемого водоёма по уровню продуктивности зоопланктона. Отмечены различия в характере пространственного размещения зоопланктоценозов. Дан сравнительный анализ количественных показателей зоопланктона за ряд лет. Также был проведен сравнительный анализ количественных показателей таксонов за 2018-2019 годы. В результате анализа в 2018 году среди коловраток, которые встречаются в максимальном процентном соотношении B. calyciflorus (85%) и B. B. angularis (60%) (60%). В 2019 году встречалась на максимальном проценте B. calyciflorus(80%). M. brachiata, A. tonsa и Cyclopssp. встречаемость была 40%. Установлено, что в весенний и летний сезоны по количеству преобладали коловратки. Количественный состав организмов зоопланктона в 2018 году составляет 26,46 тыс. шт/м3, по биомассе было 290,96 мг/м3, в 2019 году количественный состав составил 46,84 тыс. шт/м3, по биомассе 832,15 мг/м3. По результатам анализа даны которые является самые продуктивные станции: нижняя Дамба, 7 пост и Балыкши.

143-147 278
Аннотация
В данной работе приведены материалы по запасам и биологическим характеристикам линя. Показано что длина и масса тела и возраст линя колеблются по годам. Выявлено, что нерестовая часть популяции линя состоит из разновозрастных групп, но основная часть популяции линя обеспечивала промысловый запас в 5-летнем возрасте. По нашем данным половозрелым возрасте линь становится 3-4 лет. Плодовитость высокая доходить 300-400 тыс. икринок. В результате исследования р.Кигаш численность линя в уловах не большая и не превышает запасы других видов рыб, что связано с малочисленностью популяции. Наибольшие уловы линя зафиксированы в 2015 году - 29,9 тонн. В последующие годы - 2016-2019 гг. численность линя в уловах снизилась до 6,547 тонн (2018 г), но в 2019 г возросла до 8,75 тонн. Полупроходные виды рыб при достижении половозрелости совершают массовые нерестовые миграции в весенний период к местам нерестилищ, после нереста покидают реку и нагуливаются в предустьевом пространстве. Колебание численности линя в уловах связано с изменением природных факторов, влияние которых оказывают уровень воды и скорости течения реки.
148-153 278
Аннотация

В данной статье представлен анализ темпов уловов рыб в промысловых районах, динамики промысла полупроходных видов рыб за многолетний период. Показаны, водность рек Жайык и Кигаш и его влияние на численность промысловых видов рыб в преднерестовый период миграции. Было установлено, что многолетнее рыболовство (2006-2019 гг.) как на р.Жайык так и в р.Кигаш нестабильно и колебалось в течение многих лет. Представлена характеристика, объема лимита, выделенного на улов полупроходных рыб в р. Жайык,и определено, что уловы рыб не превысили и 40% и оставалась на уровне предыдущего года. Проанализированы данные результатов уловов рыб за периоды с 2006 по 2019 гг.Показан объем годового стока реки Жайык и показатели реки Кигач за последнее десятилетие (2009-2019 гг.) Установлено, что водность реки оказывает влияние на формирование запасов полупроходных видов рыб. Низкие уровни воды в период нерестовой миграции производителей рыб к местам нерестилищ не обеспечивали эффективный нерест, что в дальнейшем повлияло на снижение урожайности молоди и на общие запсы рыб. Результаты исследования показало, что за последние 2011 - 2019 годы произошло снижение численности лова полупроходных и проходных рыб.

6-14 324
Аннотация

Цель исследования - раскрытие факторов, влияющие на современное образование. В статье рассматривается один главный вопрос: Что происходит с образованием в эту сложную эпоху? Автор опирается на анализ и результаты западных исследований, с тем, чтобы понять, что делает образование сложным. Вместе с тем, важным, в статье, является выявление совокупности различных факторов, которые влияют на концепт образования. Научная новизна работы заключается как в подходе к изучению научных статей западных ученых, так и в междисциплинарном рассмотрении самого вопроса с привлечением классических трудов западных философов. В исследовании рассматриваются две основные подтемы: Для чего нужно образование? Ценности и отношение педагогического персонала. В результате, полученные данные показали, что многообразие факторов современного образования сложно по ряду внешних и внутренних факторов, где внешние, имеют лишь косвенное влияние на его содержание, в то время как внутренние оказывают прямое воздействие. В конечном итоге, частые реформы в системе образования, всплеск экономической интеграции, огромный поток информации и взаимоотношений людей через передовые технологии, перемещение огромного количества людей по всему миру, смена человеческих ценностей и многие другие факторы, делают образование таким сложным.

15-20 525
Аннотация

В статье рассматривается англоязычная военная терминология с точки зрения переводоведения. Расширение зоны использования английского языка в современном мире диктует необходимость исследования лексико - стилистических особенностей и словообразовательных моделей военной терминологии на английском языке. К военной терминологии относятся слова и сочетания, которые обозначают военные понятия, научно - технические термины, употребляемые в связи с военными понятиями. Военные материалы отличаются от любых других материалов насыщенностью специальной военной лексикой, широким использованием военной и научно - технической терминологии, наличием определенного количества переменно - устойчивых и устойчивых словосочетаний, характерных только для военной сферы общения, обилием военной номенклатуры и специальных сокращений и условных обозначений, использующихся только в военных материалах, а с точки зрения синтаксиса - широким использованием эллиптических (особенно в военной документации) и клишированных конструкций, бедностью временных глагольных форм, сжатой формой высказывания, использованием внутри одного предложения многочисленных параллельных конструкций, выраженных инфинитивными и причастными оборотами. Перевод военных текстов требует особую точность перевода, так как переведенный материал может служить основой для принятия важных решений, проведения военных операций и т. д.

21-28 424
Аннотация

В статье расматривается некоторые вопросы истории Золотой Орды в произведениях казахского жырау Мурата Монкеулы. От его распада до создания казахского ханства. В статье использовались наиболее ценные источники и факты, сведение, имеющихся в произведениях казахских поэтов и жырау. В настоящее время, в свете статей Елбасы Н. А. Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» и « Семь грани великой степи» придается большое внимание исследованию, обобщению и анализу некоторых сторон истории Казахстана. В этой связи приобретает огромное значение использование как наиболее ценных источников фактов и сведений, имеющихся в произведениях казахских поэтов и жырау. В этом плане может послужить хорошим примером факт использования сведенний из произведения Шынияза Шанайулы при возведения мавзолея для семи Золотоординских и казахских ханов в историко - мемориальном комплексе Сарайчик в 1999 году. Настоящим нетронутым доселе кладезем исторических фактов и сведений являются произведения великого казахского жырау XIX века Мурата Монкеулы. Один из первых исследователей произведений Мурата Монкеулы является профессор Х. Досмухамедов.

29-34 1502
Аннотация

Тема учителя никогда не теряла актульности и требует отдельного внимания. Жайсанбек Молдагалиев родился в 1935 году в Костанайской области. Его земляк И. Алтынсарин, преподавал в школе, открывшейся великим учителем. На путь Ибрая в прозе начинался с 70-х годов прошлого века. В 1978 году повесть «первый звонок«, затем доработала и перерабатывала в 1984 году в романе» чистый родник». Писатель посвятил написанию произведения Десять лет жизни. Роман, начавшийся в 1973 году, был написан в 1983 году и издан в 1984 году в издательстве «Жазушы». В статье в романе «Таза бұлақ» М. Молдагалиев, осмысливая на основе архивных материалов и исторических данных, раскрыл сложную многогранную личность Ибрая Алтынсарина, полученную в масштабе новых идейных целей. Образ великого учителя - Ибрая в романе выражен художественным предположением, основанным на исторической реальности. Легенды и исторические источники развиваются параллельно с сюжетом романа, логично сочетаются в художественной основе.

34-39 532
Аннотация

В данной статье рассматриваются взаимосвязи исторических событии на территории Мангистау и Туркмении во время правления казахского хана Пирали над туркменами. Изучение Мангистауской области, а также роль региона в истории Казахстана, ее влияния на формирование нашей государственности всегда интересовало группы историков и историков - любителей. Тем не менее, эти исторические события входят в категорию исторических предметов иследований, ход и влияние которых мало изучены. Своеобразная история племени адай, населяющего необьятную территорию мангистауской земли, может стать источником различных тем для изучения. Прибытие адайцев в Мангистау, с последующем смещением туркменских племен за пределы региона, привело к тому, что туркмены неоднократно отправляли через губернатора Астрахани посланников, прося русского царя взять их под опеку. Царь России согласился выполнить эту просьбу и назначил Пирали, сына Нуралы хана, ханом мангистауских туркменов. Однако с самого начала, свободолюбивое племя Адай, не подчинявшееся царскому правительству, не признало власти Пирали - хана которому предоставили его должность по просьбе туркмен. В статье описывается взаимосвязь исторических событий, имевших место во времена правления казахского хана Пиралы в Мангистауской области и Туркменистане.

40-48 314
Аннотация

Конфликты - одно из важнейших явлений в деятельности современной организации. Исследования проблем в области менеджмента, проведенное в различных организациях показало, что 25% времени, затраченного на управление, уходит на улаживание конфликтов. Современный руководитель должен уметь управлять конфликтной ситуацией, для того чтобы снизить негативные, и выявить позитивные последствия конфликта. В статье показана модель менеджмента конфликтов, как новая форма управления конфликтными ситуациями. Управление конфликтными процессами приобретает все большее значение для руководителей, поскольку потенциал конфликтов постоянно увеличивается. Профессиональное разрешение конфликтов является одной из задач руководителя. Так медиация становится менеджментом конфликтов, ориентированным на развитие организации. В статье рассматриваются наиболее важные компетенции профессионального руководителя, с помощью которых руководитель обеспечивает продуктивное продвижение своих сотрудников в нужном направлении.



ISSN 2077-0197 (Print)
ISSN 2790-332X (Online)