Preview
Том 59, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF

ГУМАНИТАРЛЫҚ ЖӘНЕ САЯСИ-ӘЛЕУМЕТТІК ҒЫЛЫМДАР 

6-12 95
Аннотация

Исследование духовно-нравственной культуры, в условиях глобального духовно-экономического кризиса, детерминировано тем, что в современных реалиях наблюдается увеличение потребительского интереса к жизни, разрушение этнической самобытности, социальная дезадаптация молодёжи. Нравственность - это человечность, связанная с этнопедагогикой, регулирующая поведение человека во всех сферах жизни, закреплена в сознании как норма морали, проявляющаяся как совесть, важнейшая константа этнокультуры, ностальгия по добру. Основы духовности и нравственности академика Г.Н. Волкова были заложены в семье, продолжались всю его жизнь. Он учился преодолевать самого себя, актуализироваться путём духовных усилий, на основе изучения традиций, педагогической культуры родного и других народов, сформировался как яркая индивидуальность, интересующаяся (помимо научной деятельности), различными сферами человеческих отношений. Признаком духовного здоровья Г.Н. Волкова, является бережное отношения к окружающим людям, окружающему миру. Духовно-нравственные качества личности академика Г.Н. Волкова, оказывают огромное влияние на формирование молодёжи, на дальнейшее развитие образования и культуры народов, включение в действие глубинных, генетических детерминированных процессов, приобретает статус фундаментальной идеи безопасного развития общества и личности в условиях глобализации.

12-20 74
Аннотация

В статье рассказывается о краеведах М. Намазгалиеве, Ж. Гизатове, О. Алимгерееве, В. Афанасьеве, которые долгие годы трудились в области краеведения и внесли вклад в изучении истории края. В их числе история, археологические исследования краеведов о городе Сарайшык - одном из священных мест столицы нашей страны, где покоится великие ханы Золотой Орды. Были проанализированы научные труды краеведов, посвященные археологии и этнографии средневекового города Сарайшык, роли и значения краеведения в изучении местной истории, личностям предков как сакральным объектам и духовному наследию, неизвестным страницам истории родного края. Вновь подняты предложения краеведов, сочувствующих истории края по расширению географии участников с привлечением краеведов, городов и районов области, развитию сотрудничества со всеми учреждениями, организациями, заинтересованными в развитии краеведения, широкому привлечению молодежи к изучению истории и культуры края, внедрению в практику проведения краеведческих чтений не реже одного раза в 2-3 года на базе Государственного историко-культурного музея-заповедника «Сарайшык», развитию исследований в области краеведения, активизации работы по краеведению в СМИ. Изучив историю средневекового города Сарайшык, краеведы рассказали и показалиподрастающему поколению широту краеведческой сферы, изобилие возможностей, безграничную для каждой души, любящей свою страну.

20-30 73
Аннотация

Статья посвящена положению детей сирот в годы Великой Отечественной войны. Война оставила свой неизгладимый след не только в судьбах взрослых людей, но и особенно детей. Появление большого количества сирот связано с политическими событиями в стране. Вследствие революций, первой мировой и гражданской войн, голода 20-х годов увеличилось значительно количество безнадзорных детей. Коллективизация и голод 30-х годов еще более усугубили ситуацию. Тем не менее, в 20-30-е годы ХХ века советской власти удалось решить в целом проблему детской беспризорности. Однако, начавшаяся Великая Отечественная война вновь стала причиной появления большого количества безнадзорных детей. В связи с этим органы власти на местах уделяли особое внимание и принимали все меры для спасения детей. Автор статьи раскрывает трудности, с которыми пришлось столкнуться при распределении детей в детские дома и специальные детские учреждения. В военные годы резко возросла преступность среди детей. Результатом стало формирование исправительных детских учреждений. Особо исследуется положение самих детских домов в годы войны. Необходимо отметить самоотверженную помощь народов Казахстана и республик Средней Азии, приютивших и усыновивших детей-сирот. Государственные органы и учреждения приложили все усилия для облегчения участи сирот. Подтверждение тому являются законодательные документы.

30-34 24
Аннотация

Статья посвящена одной из самой актуальной в казахской литературе теме - жанр. Когда речь идет о литературных связях и творческих занятиях, подробно рассматривается литературный процесс, пришедший в нашу национальную литературу. Если сделать краткий обзор на становлении и развитии каждого жанра в литературе, то параллельно будут затронуты развитие новых жанров в казахской литературе и их национальные особенности. Жанр постоянно развивается. В статье, опираясь на мнения известных литературоведов, мы остановимся на теме жанровой традиции. Говоря о роли литературного общения в развитии литературных жанров, мы также высказываем свое мнение о первой форме - имитации. Анализ природы сонетов, пришедших методом типологии в мировую литературу. Сонет - новый жанр, появившийся в казахской литературе в конце ХХ века. Это произошло в основном за счет художественного перевода. Литературные связи занимают особое место в развитии национальной литературы. Особенно важна роль художественного перевода, но в каждом из них есть национальные отличия. Лучшие произведения искусства, поднявшиеся до уровня мировой литературы, занимают особое место в литературоведении. В духовной сфере создано много образцов классической культуры. Есть прекрасные возможности для исследования и публикации лучших образцов нашей национальной литературы, культуры и искусства. Жанр - категория историческая, поэтому в литературном процессе предстоит большая работа. В статье рассматриваются особенности сонетов поэтов Х. Ергалиева, К. Салыкова, Е. Аукебаева.

35-39 25
Аннотация

В статье рассматривается некоторые вопросы периодизации внешней политики КНР, политические традиции и современные внешнеполитические концепции Китая в отношениях стран Центральной Азии. Авторами определенывнешнеполитические приоритеты Китайской Народной Республики с древности до настоящего времени. Традиционно Китай с конфликтами справляются при помощи неформальных механизмов примирения и согласия, по возможности приближенных к форме дискуссии. Основополагающие принципы конфуцианства, спроецированные на систему взаимоотношений Китая с внешним миром, породили китаецентризм, для которого характерны «вертикальные связи» в международных отношениях - от высшего к низшему. В формирование основ и выдвижение установок по конкретным вопросам внешней политики китайское руководство при Мао Цзэдуне разрабатывало внешнюю политику независимости и опоры на собственные силы, направленную на борьбу с иностранным вмешательством и гегемонизмом. Сегодня КНР становится центром динамично развивающегося региона АТР. Кроме того, Китай имеет надёжную геополитическую основу, чтобы играть роль естественного центра притяжения для окружающих стран и народов, куда кроме стран Восточной Азии входят южноазиатские и страны Центральной Азии. А также в условиях нового миропорядка под становлением «Большого Китая» понимается экономическое единство, скрепленное этнической общностью.

40-51 31
Аннотация

Статья посвящена анализу употребления лексемы степь в русских переводах казахской художественной прозы. Цель исследования состоит в обосновании того, что данная лексема в анализируемых текстах является семантической калькой казахской лексемы дала. В лингвистической литературе имеются многочисленные труды по теории калькирования, втом числе такой его разновидности, как семантическое калькирование, а также по калькированию как одному из способов, широко применяемому в переводческой практике. Существуют отдельные исследования, посвященные исследованию взаимодействия языков в художественном тексте. Однако исследования статуса лексемы степь на материале русских переводов казахской художественной прозы отсутствуют. В статье на основе применения метода компонентного (семемного и семного) анализа показано, что под влиянием казахского языка русская лексема степь втекстах русских переводов казахской художественной прозы приобретает несвойственные ей семемы, наличествующие у казахской лексемы дала, эквивалентом которой лексема степь выступает в русском переводе. Указаны дополнительные факторы, подтверждающие факт семантического калькирования при переводе. Приводятся примеры актуализации различных сем анализируемой лексемы. Полученные результаты вскрывают различия в употреблении лексемы степь в произведениях выдающихся представителей русской литературы (Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Кольцов, Толстой, Чехов, Бунин, Шолохов) и в русских переводах казахской прозы, а также в оригинальных русскоязычных произведениях на казахскую тематику.

52-61 81
Аннотация

В данной статье рассматривается проблема использования аудиовизуальной наглядности на урокахиностранного языка (английского языка) в вузе.Описаны принципы отбора аудио-видеоматериалов, задачи и методы работы с ними в соответствии с коммуникативными и профессиональными компетенциями. Поскольку аудиовизуальные средства обучения являются частью учебного процесса, они содержат специально отобранный, а также методически обработанный материал, который создан с целью использования на уроках иностранного языка.В силу относительного сращивания понятий «аудиовизуальные средства обучения» и «технические средства обучения» появляются новые технические средства передачи информации и демонстрации изучаемого материала, что постоянно требует внимания к данной теме. Также представлен обзор традиционных способов и средств использования аудиовизуального текста студентами неязыковых вузов. Аудиовизуальные текстыпредполагает категоризацию текстов по таким критериям, как форма изложения по степени интерактивности (интерактивные, неинтерактивные тексты), функциональной направленности (информационная, привлекательная, художественная), жанру, каналу представления (видеотексты, тексты фильмов, телетекст, медиатекст), форма презентации (полный текст, сериал, фрагмент) и дидактическая цель (обучение, контроль).Развитие теории и методики обучения иностранным языкам привело к поиску новых средств формирования у обучающихся коммуникативно-альтернативных навыков. Одним из таких средств является аудиовизуальный текст, структура которого состоит из двух разнородных частей - вербальной и невербальной, осуществляемой через два канала коммуникации - визуальный и аудиальный.

ECONOMY AND LAW 

108-112 21
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оптимизации расходов предприятия в период кризиса, о необходимости выделений нескольких статей расходов, финансирование которых придется сократить. Эпидемия коронавируса, падение цен на нефть и многочисленные потрясения на финансовых рынках сломали тенденции, которые казались устойчивыми. И особенно это сказывается в сфере бизнеса. Затянувшийся карантин, уменьшение продаж, тревожные расположение духа, неопределенность - всё это порождает опасение завтрашнем дне. Системное и последовательное управление затратами и оптимизация должно стать неотделимой частью деятельности в новой реальности. Целью статьи является исследования и обоснования методов снижение затрат и оптимизации расходов предприятии в условиях кризиса и экономический нестабильности при принятии управленческих решений. Для того, чтобы реализовать поставленную цель, рассмотрены следующие: теоретические основы оптимизации затрат предприятии; планирование и осуществление мероприятии по снижению затрат; модели сокращения затратных статей в бюджете и основные ее принципы. В результате исследования можно утверждать, что значительная и устойчивая оптимизация затрат возможно только в результате оптимизации бизнес - процессов. Невозможно существенно снизить какой-либо отдельно взятый вид расходов, не меняя вокруг больше ничего. По этому, она требует трансформацию всех связанных с данной функцией процессов.

113-117 17
Аннотация

В статье рассматриваются особенности гражданского права в разных странах. Авторами изучены истоки современной традиции гражданского права, сравниваются правовые системы двух европейских стран. Проанализирована одна из традиционных классификаций обязанностей в гражданском праве, сделан вывод о нецелесообразности выделения личных и универсальных обязанностей. В сравнительном праве есть много ситуаций, когда один и тот же юридический термин имеет разные значения, или когда различные юридические термины имеют одинаковую юридическую силу. Эта путаница чаще всего возникает, когда гражданские юристы должны иметь дело с общим правом, или наоборот, когда юристы по общему праву имеют дело с вопросы гражданского права. Хотя есть много вопросов, которые решаются аналогичным образом Гражданское право и системы общего права, между этими две правовые системы, связанные с правовой структурой, классификацией, фундаментальными понятиями, терминология и т. д. Как знают юристы, правовые системы в странах по всему миру обычно делятся на одну из двух основных категорий: системы общего права и системы гражданского права. Примерно 150 стран имеют то, что можно охарактеризовать как преимущественно системы гражданского права, тогда как существует около 80 стран общего права. Основное различие между двумя системами состоит в том, что в странах общего права прецедентное право - в форме опубликованных судебных заключений - имеет первостепенное значение, тогда как в системах гражданского права преобладают кодифицированные законы.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ 

62-67 22
Аннотация

В статье показана необходимость обновления предметной грамотности педагога для усовершенствования его профессиональной компетентности. Раскрыто понятие предметной грамотности, ее роль и место в совершенствовании профессиональной компетентности как педагога, так и повышении качества обучения школьников. В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится цель повышения качества образования важно правильно направить работу методического объединения учителей- предметников. Приобретает все большую значимость вопрос обучения способных и одаренных детей, и в этой связи предъявляется особые требования к существующей сегодня предметной грамотности педагога. И это опять - таки проблема сегодняшнего ВУЗа. Именно в обучении специалиста в Вузе должны быть раскрыты особенности содержания работы с преуспевающими учащимися, даны будущему специалисту методики, технологии раскрытию его способностей обучаемых, способы изучения неординарности, задатков школьников, и созданию в связи с этим необходимых условий уже в процессе обучения каждого ученика. Этим определяется степень высоты предметной грамотности самого педагога, а также его психолого-педагогическая компетентность. Развитие профессиональной компетентности учителя, обеспечивают реализацию педагогического процесса, его владения умениями проектировать и организовывать образовательный процесс с учетом формирования технологического, коммуникативногои личностного компонентов учащихся.

68-77 25
Аннотация

Pассматpиваются истоpико-педагогические пpедпосылки воспитания у девочек духовных, патpиотических ценностей. Кpоме того, в статье pассказывается о том, что наши пpедки с давних вpемен знали, что любовь к Pодине у казахских девушек не закладывается за один день, а воспитание будет успешным только в том случае, если оно основано на национальной идеологии и пpоявляя дальновидность, пpививали своим потомкам национальные ценности. Пpиводятся сведения, что дpевнетюpкские женщины были не только защитниками семьи или пpавителями госудаpства, но и хpабpыми воинами. Благодаpя тpадициям и обычаям, котоpые являются основой национального воспитания, сегодняшнее поколение совеpшенствует свои знания из миpовоззpения, духовной культуpы своей нации, пpименяет их в повседневной жизни, осваивая хаpактеpное для нации поведение. Геpоизм казахских девушек, их любовь к своей стpане, своей земле, пеpедача этой любви своим потомкам основаны на любви к Pодине, на национальном воспитании. Pассматpивается отождествление матеpи с понятием Pодины, уважение и любовь к матеpи, ответственность за ее судьбу - ответственность за судьбу Pодины, pодной земли, своей стpаны. Дается понимание того, что опыт наpодной педагогики - это плод воспитания наших девочек в духе патpиотических ценностей, победа нации.

77-83 18
Аннотация

В статье представлен опыт работы по повышению профессионального уровня учителей математики г.Якутска Республики Саха (Якутия) при освоении ими коллективного способа обучения. Основой системы методической работы с учителями является системно-деятельностный подход, включающий каждого учителя в творческое сообщество на разных уровнях. В современных условиях развития образования, когда перед педагогами ставится цель повышения качества образования важно правильно направить работу методического объединения учителей- предметников. В современной школе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого переосмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта освоении им новых способов, технологий обучения, в том числе КСО. Вместе с тем это налагает на учебные заведения большую ответственность, требует от педагогов разносторонней педагогическойэрудиции, глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания, развития учащихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства. В силу этого организация научно-методической работы в рамках методического объединения призвана оказывать действенную помощь в повышении профессионального уровня учителя.

83-89 22
Аннотация

Главная задача физкультурного движения, всей системы физического воспитания - всемерно способствовать укреплению здоровья людей нашей республики, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного подрастающего поколения. Успешное использование физической культуры для гармонического развития личности и формирования активной жизненной позиции тесно связано с применнением научных достижений, накопленных в спортивной морфологии. Очень важно дифференцировать объем двигательных нагрузок для разных возрастных групп населения, проживающих в различных регионах Казахстана. В связи с этим следует уточнить изменение морфофункциональных показателей при занятиях различными видами физической культуры и спорта применительно к отдельным возрастно-половым, этно-территориальным и профессиональным группам населения. Однако на сегодняшний день мы мало имеем соответствующих стандартов для детей коренной национальности. Цель нашей исследований установить влияние дифференцированного двигательного режима на становление анатомо-антропологических показателей у детей школьниц в возрасте 8-17 лет девушек коренной национальностей и наметить пути гармонического развитие подрастающего поколения. Исходя из целевой установки частными задачами являлись: Изучение антропометрических данных у детей с активным двигательным режимом (дети занимающиеся в школах со спортивным уклоном). Из спор-тивных специализации обследованы футболисты, волейболистыи и пловцы. Все специализации относятся к массовым, широко распространенным видам спорта. А также детей с пассивным двигательным режимом, дети общеобразо- вательной школы, который занимающиеся общей физической культурой по программе школы. Темп занятий сочетает черодование малой и средней интенсивности нагрузок согласно программе, утвержденной Министерством образованиям и науки.

90-94 76
Аннотация

В статье рассматриваются направления использования мобильного обучения в современном образовании. Некоторые аспекты реализации такого мобильного подхода упоминаются ниже. Отмечается, что, несмотря на широкую доступность различных типов мобильных телефонов среди студентов, мобильное обучение слабо распространено в вузах Казахстана. Анализируется техническая и психологическая готовность студентов к использованию мобильных технологий в учебном процессе, т.е. в обучении. Также рассматривается опыт первой в мире технологии мобильного обучения. Основываясь на этих выводах, можно выделить некоторые преимущества и наиболее подходящие мобильные устройства. Эти гаджеты, которые изначально разрабатывались для развлечения, могут сыграть решающую роль в повышении эффективности казахстанского сектора образования. Мобильные телефоны обеспечивают доступ к сайтам интернета с образовательными материалами, используются и в дистанционном обучении. Делается вывод о том, что большинство современных студентов готовы как технически, так и психологически использовать мобильные технологии в образовании, и крайне важно учитывать любые новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Использование мобильного обучения как современной информационной технологии в изучении иностранного языка в учреждениях образования, несомненно, является актуальной задачей.

95-101 24
Аннотация

Проблема психологической готовности детей к обучению всегда была актуальной, так как от способов ее решения зависит успешность будущего развития и обучения детей, что является залогом не только их конкурентной способности на рынке труда, но и их успешности в дальнейшей жизни в целом. В настоящий момент наблюдается тенденция более раннего начала обучения, так как многие родители стремятся начать данный процесс с 3-4 лет. Таким образом, цель настоящей статьи - выявить основные компоненты психологической готовности ребенка к раннему обучению в целом и к раннему изучению иностранного языка в частности. В работе были использованы результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению. В статье выделяются основные компоненты психологической готовности детей к обучению: личностный, интеллектуальный, эмоционально-волевой и физиологический. Указанные компоненты представляют собой необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала обучения по программе любой сложности, в том числе для изучения иностранного языка, с учетом особенностей данного процесса.

101-107 26
Аннотация

Проблема возрастного становления анатомно-антропологических показателей, характеризующих рост и развитие подрастающего поколения в различных этно-территориальных, профессиональных и спортивных группах населения, продолжает на современном этапе оставаться одной из важнейших задач для решения и выполнения государственной программ развития массового спорта в Республики Казахстан. В программе предусматривалась дальнейшее развитие массовой физической культуры и спорта, внедрение и в повседневную жизнь людей нашей Республики. Учитывая оздоровительный характер массовой физической культуры, необходимо вести поиск критериев оценки физического развития человека для каждого возрастного периода его жизни. Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания гражданина республики, гармонический сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания в школьном возрасте. При организации и выполнении наших исследований направленных на изучение морфологических и функциональных признаков физического развития школьников, мы пользовались общепринятой единой унифицированной методикой, принятой в НИИ антропологии МГУ им.Ломоносова и описанной В.В.Бунаком, А.Б.Савицкой и Д.И.Арон. Измерение проводились на здоровых мальчиков 8-17 летнего возраста занимающихся спортом. Для изучения физического развития как правило, определяются основные антрополигические показатели: длина руки и ее звеньев мальчиков занимающихся и не занимающихся спортом. Измерение проводились на здоровых мальчиков 8-17 летнего возраста, не занимающихся спортом для изучения физического развития, как правило, определяются основные антропологические показателей: длина руки и ее звеньев мальчиков и не занимающихся спортом. Измерение роста проводилось металлическим антропометром системы Мартина, который дает более точные показателя, чем деревянный ростомер. Полученные денные заносили в карты индивидуального обследования. При распределении школьников по возрастном группам с интервалом один год мы пользовались общепринятой схемой и к 8-летную возрасту относили детей 7 лет 183 дней до 8 лет 182 дней включительно. Аналогично этому распределили по всем остальным возрастным группам. Таким образом, все учащихся от 8 до 17 лет были распределены по 10 возрастным группам, состав в которое колеблется от 21 до 51 учащихся, что отвечает требованием вариационной статистики. Полученные данные отработали методом вариационной статистики по общепринятой методикой (Г.Р.Лакин 1973; В.М.Зациорский, 1982). Были рассчитаны средние арифметические показатели М длины руки и ее звеньев мальчиков занимающихся спортом. Материалы настоящих оценочных работ и таблиц имеют большое значение для педагогов и тренеров по физической культуре и спорту, спортивной морфологий, спортивной медицины возрастной педагогики и спортивной практике в качестве критериев оценки физического состояния занимающихся спортом.



ISSN 2077-0197 (Print)