ОПУБЛИКОВАН: 26.09.2025.
ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ
Вопрос о роли современной Турции в международных отношениях является важным фактором. Нетрудно заметить, что роль турецкого государства в мировой политике возрастает из года в год. Международные акторы заинтересованы в развитии международных отношений с таким крупным и опытным государством, как Турция. Поэтому будущее сотрудничества Турции в международном сообществе зависит от многих факторов. Этот комплекс мер по реализации проектов, определяющих основу развития международных отношений в нынешней сложной геополитической ситуации, обуславливает необходимость объединения всех усилий и повышения эффективности договорно-правовой базы.
Сегодня Турция заинтересована в реализации своих политических и экономических интересов с США, странами Ближнего Востока, Россией, арабскими и центральноазиатскими государствами.
Республика находится в процессе перестройки своей внутренней и внешней политики. Это отражается в политическом и экономическом значении турецкого государства, достижении общих позиций в международной политике. В начале XX века, после обретения независимости, Турция приняла решение о переходе к рыночной экономике. Рыночную экономику также можно назвать открытой экономикой. Она должна быть направлена не только на внутренний, но и на внешний рынок. Кемаль Ататюрк определил специфику политического и экономического положения турецкого государства, комплексную и открытую внешнеполитическую стратегию. Известно, что в современной внешней политике и экономической стратегии Турции ЕС и США занимают ведущее место.
Цель исследования - дать всесторонний анализ внешней политики Турции.
В статье авторы обращаются к проблеме нормативно-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Казахстане в советский период истории. Казахская ССР, как одна из республик Советского государства, не была исключением в общесоюзной борьбе за построение атеистического общества. Антирелигиозная нормативно-правовая база, издаваемая в Казахстане в рассматриваемый период, стала составной частью общей антирелигиозной политики в СССР. Цель статьи - на базе советской законодательной системы изучить нормативно-правовые акты по религии в Казахской ССР методом дискурсивного анализа документальных источников. Результаты: авторы исследовали законы, принятые в СССР по религиозному вопросу, оказавшие глубокое влияние на религиозность казахстанцев. Доказано, что многие пострадали не только за религиозную деятельность, но и просто за веру. Республиканская нормативно-правовая база религиозной политики разрабатывалась на основе союзной, но при этом учитывались региональные особенности: полиэтничный и поликонфессиональный состав населения республики, тесная связь национальных традиций и религиозных воззрений казахов. Выводы: авторы резюмируют, что религиозная законодательная политика государства в 1940–1980-е годы была логическим продолжением политики довоенных лет в том смысле, что базировалась на идеологии атеизма и была направлена на искоренение религиозного сознания населения. Принимаемые в эти годы законодательные акты и нормативно-правовые документы по религии ограничивали права верующих на открытие и регистрацию объектов культа (мечетей, церквей, молитвенных домов и пр.), осуществление ими духовных практик, ставили под жесткий контроль государства деятельность духовенства всех конфессий. На законодательном уровне было уничтожено религиозное образование, закрыты медресе и иные религиозные учебные заведения. Конечной целью советского религиозного законодательства было искоренение религии как мировоззренческой системы.
Авторы статьи рассматривают повседневность городской жизни Казахстана в важный промежуток истории казахской советской автономии (1930-е гг.). Цель исследования – показать значимость мемуаров Евгения Григорьевича Брусиловского как источника по истории повседневности советского Казахстана 1930-х гг. и исследовать городскую жизнь регионов Казахстана в изменяющихся исторических событиях того периода в ретроспективном анализе. Научной основой воссоздания действительности 1930-х гг. и ее характеристики стали мемуарные записи советского, казахстанского композитора и деятеля искусств Е.Г. Брусиловского, который являлся крупнейшим деятелем культуры и искусств республики и активно интересовался политической жизнью. При этом мемуары композитора проливают свет на многие аспекты и детали обыденной, повседневной жизни городов республики и их жителей. Авторы опирались на генеалогический метод М. Фуко и использовали специальные исторические методы: сравнительный анализ, историко-типологический, проблемно-хронологический, историко-систематический. На основе историографического анализа трудов американских, европейских, отечественных и российских ученых, имеющих важное концептуальное значение, выявлен и систематизирован их научный вклад в изучение повседневных социально-экономических процессов как городского, так и сельского жителя. При изучении объекта исследования особую роль сыграли общетеоретические работы по повседневной истории Ф. Броделя и А. Людтке. Методологические подходы к изучению человека в обществе и общества через переживания и рефлексию человека нашли отражение в работах российских ученых. Полученные научные результаты позволили не только определить качество и значение мемуаров Е.Г. Брусиловского как источника, но и вводятся в научный оборот новые материалы по городской повседневности Казахстана 1930-х гг.
В научной статье представлены краткие результаты международных исследований поселения и культуры Ботай в Северо-Казахстанской области. Обзор трудов выдающихся ученых, доктора исторических наук, профессора археологических наук, члена-корреспондента Германского археологического института Виктора Федоровича Зайберта и международного коллектива ученых, доктора археологических наук, профессора Алана Аутрама (Великобритания) (Университет Эксетера), которые руководили исследовательской работой на поселении Ботай с 2000 года. Они сформировали собственную историческую школу в Северо-Казахстанской области, провели комплексные исследования на республиканском и мировом уровнях, подготовили квалифицированных специалистов по изучению городищ Ботай, Красный Яр, Баландино и Васильковка, выполнили ряд других задач. Они также находятся на переднем крае комплексного исследования древних энеолитических поселений Евразии и Казахстана, их работы опубликованы в зарубежных и отечественных научных изданиях. Цель статьи - изучить творческий потенциал и научные труды Виктора Зайберта и Алана Оутрама как личностей в науке археологии, глубоко рассмотреть и описать историю региона с научной точки зрения и научно понять преемственность поколений в историческая наука. Будут рассмотрены фундаментальные научные взгляды ученого, внесшего значительный вклад в изучение отечественной и мировой археологии. Комплексный анализ костей лошадей, найденных на поселении Ботай, доказал, что они были одомашнены.
В статье рассматриваются социокультурные и политические трансформации, связанные с процессом секуляризации в Казахстане в начале XX века, отражая изменения в роли религии в обществе. Основное внимание уделяется историческим корням секуляризации, ее проявлениям и влиянию на общество. Авторы подчеркивают воздействие революционных идей и секуляризации на систему традиционных ценностей. В частности, рассматриваются исторические предпосылки формирования общественно-политических движений в Казахстане, связанные с политикой Российской Империи. Цель исследования заключается в анализе процессов секуляризации в Казахстане в начале XX века, а также в выявлении их влияния на социальные, культурные и политические аспекты жизни казахского народа. Исследуемые документы и материалы позволяют глубже понять динамику формирования национальной идентичности и её исторический контекст, включая внешнеполитические события и внутреннюю реакцию общества на колониальную политику, что способствовало возникновению движения «Алаш». Наиболее значимые культурные изменения, связанные с секуляризацией, произошли в результате развития идей периода просвещения. Этот период, охватывающий XVII-XVIII века, был основным для формирования новых взглядов на роль религии в обществе, а также для развития философских концепций, связанных с рационализмом, свободомыслием и отделением церкви от светских институтов. Современные интерпретации секуляризации продолжают развивать идеи, высказанные в период Просвещения, с учетом особенностей культурно-исторического контекста.
Проблема изучения археологических памятников Кимакского периода на территории Казахстана является одной из нерешенных тем, требующих комплексного изучения. В период с конца XIX века до середины XX века сведения о памятниках кимаков встречались очень редко в отчетах различных экспедиций, лишь с 50-х годов XX века на протяжении всего Иртыша, Тарбагатая и Алакольского региона Ф.Х. Арсланова начала проводить комплексные исследования, классифицировав погребально-поминальные памятники тюрков раннего средневековья и отдельно выделила памятники кимакского периода. А.Г. Максимова и Е.И. Агеева также предложили периодизацию ранних тюрков. Если до 80-х годов XX века шли активные исследования кимакских погребальных памятников, то в течении последующих 30 лет эта тема была полностью забыта. В настоящее время в археологии Казахстана погребально-поминальные памятники кимакского периода являются одной из самых неизведанных тем.
Цели и задачи работы: целью исследования является систематизация и сбор данных по материальной и духовной культуре кимакского периода по материалам археологических исследовании. Для выполнения цели были собраны и проанализированы данные из погребальных памятников, также применены сравнительно-исторические, сравнительно-типологические методы исследования. Результаты: в результате исследовании было выявлено, что в Казахстане не хватает комплексных археологических работ для выявления погребально-поминальных комплексов кимакского периода.
В работе использованы исследования с 60-х годов XX века до наших дней.
В статье впервые предпринята попытка изучить и оценить опыт внедрения Единой государственной системы делопроизводства в Казахстане. На основе анализа имеющейся научной литературы и комплекса архивных документов авторами изучены история предпосылки разработки и внедрения системы, выявлены многообразии элементов составляющие ЕГСД как целостную систему и обобщен опыт внедрения ЕГСД в Казахстане, также выявлены основные достижения и трудности. связанные с ее внедрением. Отечественная наука о документе испытывает дефицит в отношении изучения и обобщения опыта работы с бумажными документами и научно-техническими документами. Данное исследование обращает внимание на исторические корни одной из актуальной проблемы делопроизводства, без выявления которых невозможно правильное понимание современного состояния и актуальных задач. стоящих перед исследователями в сфере делопроизводства, а также архивного дела. ЕГСД представляющая собой модернизацию комплекса процессов в работе с документами имела ряд положительных черт как унификация форм документов, разработка унифицированных систем документов и государственных стандартов на них и на терминологию, организация «жизненного цикла» документа с момента его создания или поступления до сдачи в архив. В результате исследования определено, что делопроизводство является неотъемлемой частью системы государственного управления и конкретным видом деятельности. Показано, что внедрение ЕГСД во всех сферах обеспечила рациональную организацию работы с документами на научной основе. Несмотря на масштабность ЕГСД, незавершенность и трудности в процессе ее внедрения в Казахстане система является оправдавшей себя так как она способствовала дифференциации традиционных методов работы с документами в условиях автоматизации управления, а также в работе с научно-техническими документами.
Цель статьи – на основе научной литературы трудов и архивных документов проанализировать и оценить особенности реализации Единой государственной системы делопроизводства в советском Казахстане, направленная на оптимизацию работы с документами для динамичной работы аппарата управления.
Археологические музейные коллекции имеют огромное научное значение как первоисточники по истории прошедших эпох. В этой связи настоящее исследование нацелено на изучение коллекции «жалаулинский клад». В статье представлен «Жалаулинский клад», найденный в 1988 году на территории небольшого аула в Кегенском (ныне Райымбекский) районе Алматинской области. Целью исследования было проведение научного описания, поиски аналогов, с привлечением ядерно-физических методов исследования, определение химического состава металла. При этом особое внимание уделено актуализации их музеефикации.
Одной из важных задач исследования является научное сотрудничество ученых-археологов и музеев, поскольку в наши дни все больше возрастает роль музеев, как в сохранении уникального наследия, так и в сохранении преемственности передачи знаний об истории и культуре народа будущим поколениям.
По результатам исследования коллекции «жалаулинский клад» впервые в научный оборот вводятся результаты нейтронно-томографического исследования и химический анализ (на настоящий момент самый точный анализ), проведенный на исследовательском реакторе ВВР-К. В связи с тем, что артефакты из поселка Жалаулы найдены в виде клада, функциональную принадлежность их определить невозможно. На настоящий момент исследования артефактов клада находятся на начальной стадии, идет накопление научных сведений. Археологическая экспедиция ЦГМ РК в настоящий момент проводит археологические исследования в Кегенской долине, в поисках аналогичных памятников.
Развитие торговых морских путей из Европы в Индию привело к упадку континентальных транспортных путей. В связи с тем, что морские пути были более продолжительными, чем транспортные пути по континенту, во второй половине XIX века европейские и русские инженеры предложили несколько проектов, которые бы связали Европу и Индию посредством строительства железных дорог, пролегающих через территорию Российской империи, Афганистана в Индию. Цель статьи – рассмотреть историю развития и экономические условия Арало-Каспийского железнодорожного проекта. В статье прослеживаются маршруты планируемого строительства железных дорог в дореволюционный период, которые должны были пройти по территории Западного Казахстана, Каракалпакстана, Узбекистана, Афганистана. В статье анализируются экономические возможности, лишь одного участка рассматриваемого проекта, это проекта Арало-Каспийской железной дороги. Рассматриваются причины, помешавшие реализации проекта Арало-Каспийской железной дороги. Анализируются планы и реализация данного проекта уже в советское время и рассматриваются проблемы его реализации в современный период после распада СССР, в новых республиках Средней Азии. Интерес Афганистана к реализации транспортных проектов через свою территорию, как возможность снижения социальной напряженности внутри страны, с учетом открывшихся возможностей.
Основная цель данного исследования заключается в сравнительном анализе архитектурных объектов — бань средневекового Сарайшыка с банями других золотоордынских городов. В работе рассматриваются архитектурные особенности средневековых восточных бань, их культурное и социальное значение. Анализу подвергаются планировка, системы отопления и водоснабжения, а также декоративные элементы бань городов Средней Азии и Золотой Орды. Особое внимание уделено баням средневекового Сарайшыка. На основании археологических данных выявлено, что баня Сарайшыка была построена под влиянием римско-византийских строительных традиций, а использование сырцового кирпича во внутренней части сооружения стало эффективным решением для сохранения тепла.
Отмечается инженерное мастерство в строительстве бань, их роль в общественной жизни, а также значение как свидетельства культурных контактов Золотой Орды, где переплетались восточные и западные архитектурные традиции. Средневековые восточные бани выполняли не только гигиеническую функцию, но и служили центрами социальной и культурной жизни. Данное исследование позволяет глубже понять место восточных бань в архитектурном наследии Средней Азии и эпохи Золотой Орды. Кроме того, рассматривается социальное, культурное и религиозное значение размещения бань вблизи мечетей. Бани были не только местом для омовений, но и важными объектами, обеспечивавшими духовную чистоту в связи с мечетями. Поскольку ислам придаёт большое значение чистоте, строительство бань рядом с мечетями способствовало облегчению подготовки горожан к молитвенным обрядам.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
В статье рассматривается, как учащиеся средней школы используют инструменты искусственного интеллекта и мобильные устройства.
Школьники смотрят и читают всё, что хотят, и часто используют ChatGPT, чтобы быстро завершить выполнение заданий. Такая практика вызывает вопросы о качестве обучения и развитии критического мышления. В работе анализируются четыре инструмента ИИ — Perplexity, Phind, Microsoft Copilot и Google Bard — с целью выяснить, как их можно использовать в образовательном процессе. Отмечается, что учащимся средней школы необходимо развивать медиаграмотность и информационную грамотность (MIL), чтобы они могли критически оценивать получаемую информацию и безопасно пользоваться технологиями. Эпоха TRIC (технология, коммуникация, информация, культура) смещает акцент с самой технологии на то, как ею пользуются люди. Учителям необходимо пройти подготовку, чтобы внедрять ИИ в свои уроки и превращать факты в темы для обсуждения в классе. Цель заключается не в том, чтобы запретить ИИ, а в том, чтобы научить учеников эффективно использовать его в целях реального обучения.
В статье описывается о преимуществах использования искусственного интеллекта (ИИ) в начальном образовании и роли в образовании. В частности, рассматриваются потенциальные преимущества и риски автономного обучения, улучшения оценки, экономии времени на планирование учителей и использования ИИ в образовании. Кроме того, в статье поднимаются важные этические вопросы и вопросы безопасности применения ИИ в сфере образования, даются рекомендации по их решению. Анализируя успешные случаи применения ИИ в школьном образовании, в статье показаны преимущества и потенциал данной технологии в совершенствовании учебного процесса.
Цель исследования: описать преимущества и риски использования искусственного интеллекта в начальном образовании и определить его эффективность эмпирическим методом и показать результат. Также определены навыки и знания, необходимые для эффективного использования инструментов искусственного интеллекта, а также показатели, направленные на определение индивидуальных преимуществ искусственного интеллекта.
В заключении статьи описываются показатели результатов дополнительных эмпирических исследований о важности использования искусственного интеллекта в начальном образовании. Обобщаются современные перспективы применения искусственного интеллекта в школах, демонстрируется его значительный вклад в будущее образования.
Развитие исследовательских навыков имеет решающее значение для первокурсников нелингвистических специальностей, начинающих свой академический путь. «Фестиваль проектов» является ценным мероприятием, направленным на развитие исследовательских навыков студентов, предоставляя комплексный и практико-ориентированный опыт обучения. Цель статьи – изучить исследовательские навыки студентов в обучении английскому языку с помощью организованного и проведенного фестиваля проектов. Он знакомит студентов с различными исследовательскими методологиями, способствует развитию критического мышления и навыков решения проблем, а также улучшает навыки анализа данных и работы с научной литературой. В рамках «Фестиваля проектов» студенты участвуют в презентациях и получают обратную связь, что помогает им оттачивать навыки коммуникации и понимать важность поэтапного улучшения своих проектов. Данное исследование изучает влияние «Фестиваля проектов» на развитие исследовательских навыков первокурсников нелингвистических специальностей в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева (Казахстан) в 2023/2024 учебном году. В мероприятии приняли участие 120 студентов, которые представили 50 проектов. «Фестиваль проектов» предоставил платформу для практического освоения исследовательской деятельности, способствовал развитию критического мышления, аналитических способностей и коммуникативных навыков. Исследование проводилось с использованием качественных методов, включая открытые анкеты и полуструктурированные интервью, для изучения опыта и восприятия студентов. Результаты показали, что «Фестиваль проектов» существенно улучшил исследовательские компетенции, укрепил уверенность в собственных академических силах и пробудил интеллектуальный интерес. Мероприятие также способствовало сотрудничеству, развитию конструктивной обратной связи и навыков эффективной презентации, восполняя недостаток возможностей для проведения исследований в рамках учебной программы первокурсников. Создавая интерактивную образовательную среду, «Фестиваль проектов» поддерживает адаптацию студентов к высшему образованию, способствует развитию исследовательской культуры и помогает студентам приобрести важные навыки для академического и профессионального успеха.
Статья посвящена анализу и преодолению проблем, связанных с дистанционным обучением, посредством углубленного изучения взаимодействия родителей, педагогов и психологов. Основываясь на качественных и количественных данных, авторы рассматривают основные проблемы дистанционного обучения, включая технологические ограничения, адаптацию учебных материалов и психоэмоциональное благополучие учащихся. Используя междисциплинарный подход, в статье предлагаются инновационные стратегии, сочетающие гибридное обучение, оптимизацию технологий, психоэмоциональную поддержку и повышение квалификации преподавателей для оптимизации процесса дистанционного образования. Результаты анализа данных об эффективности обучения и отзывы заинтересованных сторон подтверждают влияние реализованных стратегий на повышение качества и результативности дистанционного обучения. Разработка индивидуальных подходов, основанных на конкретных потребностях и условиях обучения учащихся, родителей и учителей, становится центральным элементом успешного дистанционного обучения. Авторы подчеркивают, что акцент на взаимодействии, адаптивности и инновациях способствует созданию устойчивой и быстро реагирующей системы дистанционного образования. В заключение авторы подчеркивают необходимость постоянной адаптации и оптимизации стратегий дистанционного обучения для обеспечения их актуальности и устойчивости в меняющихся образовательных и социальных контекстах.
Целью настоящего исследования является выявление психоэмоциональных и поведенческих детерминант родительской агрессии как формы внутрисемейного насилия. В фокусе анализа — влияние травматического опыта, пережитого в детстве, включая эмоциональное и физическое насилие, а также дефицит эмоциональной безопасности на формирование агрессивных паттернов родительского поведения. В работе проводится обоснование того, что родительская агрессия, наряду с другими формами насилия, может рассматриваться не только как юридически санкционируемое деяние, но и как проявление нарушений поведенческого здоровья. Данная трактовка соответствует современным положениям DSM-5 и МКБ-11, в рамках которых агрессивное поведение, обусловленное аффективной дисрегуляцией и посттравматическими нарушениями, трактуется как часть клинико-поведенческого спектра.
Методологическую основу исследования составил авторский опросник (Childhood Emotional and Physical Experience Assessment Questionnaire and Its Behavioral Outcomes in Parenting), разработанный для оценки связи между детским психотравматическим опытом и стратегиями родительского реагирования. В исследовании приняли участие 398 родителей. Были применены методы корреляционного и регрессионного анализа с использованием программного обеспечения Jamovi.
Результаты показали, что эмоциональная депривация и опыт физического наказания в детстве положительно связаны с толерантностью к агрессии и склонностью к воспроизводству насилия в родительской практике. Выявлены значимые предикторы родительской агрессии, среди которых — высокий уровень травматизации, эмоциональная закрытость и интериоризация агрессивных сценариев воспитания. Представленные данные обладают практической значимостью для разработки программ семейной психопрофилактики и психотерапии.
В статье представлена методика формирования экспертных компетенций у магистрантов педагогических специальностей в области оценки цифрового образовательного контента. Цель проведенного исследования - изучение и разработка методики обучения будущих педагогов экспертизе цифрового образовательного контента. Актуальность исследования обусловлена необходимостью подготовки педагогов, способных критически оценивать цифровые ресурсы, используемые в образовательном процессе. Описана структура элективного курса, включающего теоретическую и практическую подготовку, анализ цифровых образовательных ресурсов, создание и экспертизу авторских образовательных продуктов. Методика основана на компетентностном и междисциплинарном подходах, применении квалиметрических методов и инструментов экспертной оценки. Результаты внедрения показали положительную динамику в формировании экспертных компетенций будущих педагогов, что подтверждает эффективность предложенного подхода. Особенность методики заключается в интеграции педагогических знаний с технологическими. Предложенная методика соответствует уровню подготовки магистрантов, у которых имеется глубокое профессиональное осмысление и готовность к научному анализу цифровых образовательных ресурсов. Обучение магистрантов основам экспертизы позволит подготовить их к оценке контента, который доступен на различных платформах. Как показывает опыт, действующие педагоги, не имея сформированных компетенций, затрудняются в оценивании применяемых цифровых ресурсов. Материалы статьи могут быть полезны вузам, реализующим программы подготовки педагогических кадров в условиях цифровизации образования.
В статье представлено углубленное исследование, посвященное влиянию курения на организм человека, распространенности электронных сигарет и склонности к курению среди молодежи. В статье также рассказывается о влиянии двигательной активности на здоровье и факторах, способствующих формированию вредных привычек. Также показаны данные опросов и исследований, проведенных среди студентов, где четко прослеживается связь между высоким уровнем двигательной активности и привычкой к курению.
Были представлены доказательства того, что употребление табака (включая электронные сигареты) приводит к различным заболеваниям, особенно сердечно-сосудистым и легочным заболеваниям, а также к раку. Кроме того, было показано, что двигательная активность и занятия спортом имеют большое значение для борьбы с этими вредными привычками. Электронная сигарета и ее распространение среди молодежи также вызывают беспокойство, потому что ее вредное воздействие не было полностью изучено, и в большинстве случаев люди считают ее более безвредной, чем обычная сигарета.
Данные исследования показывают необходимость внедрения эффективных мер по профилактике табакокурения и формированию здорового образа жизни среди молодежи и студентов.
Использование визуальной программной среды Scratch оказывает эффективное влияние на развитие цифровой грамотности школьников. Scratch предоставляет интуитивно понятный интерфейс и блочную структуру программирования, что позволяет учащимся осваивать основы алгоритмизации, логического мышления и творческого дизайна, а также совершенствовать свои знания. Развитие цифровой грамотности учащихся осуществляется через авторскую программу для 4-х классов, которая включает теоретические и практические задания, направленные на развитие вычислительного мышления и навыков решения проблем. В эксперименте приняли участие 82 учащихся начальной школы, эксперимент состоял из двух этапов: определения начального уровня знаний (pre-тест) и итогового теста (post-тест). Это позволило оценить эффективность программы в практическом применении. Авторская программа для развития цифровой грамотности через Scratch положительно влияет на развитие когнитивных, творческих и социальных навыков учащихся, готовя их к успешному освоению современных технологий и открывая новые возможности для личного и профессионального роста. Интеграция национальных ценностей в программу позволяет учащимся глубже понять свое культурное наследие и развивать его с помощью современных технологий. Это помогает подготовить их к тому, чтобы в будущем они стали конкурентоспособными личностями, сохраняя при этом свою национальную идентичность.
Цель статьи - выявить возможности развития цифровой грамотности учащихся с помощью среды визуального программирования Scratch. В статье рассматриваются методические аспекты обучения цифровой грамотности с помощью среды Scratch, влияние на когнитивное развитие учащихся, а также возможности применения программы в образовательном процессе начальной школы.
В статье рассматривается, наряду с применением контрольных, экспериментальных, математических методов, необходимость систематического применения аналогий и моделей, как метода научного познания и вида творческой деятельности, в процессе обучения физике и других естественных дисциплин. Выявлена важность применения метода аналогий и моделей для понимания физических законов и явлений и их теоретических представлений. Метод аналогии и моделей можно эффективно применять, если использовать такие современные технические средства обучения как компьютер и мультимедийные обучающие программы по физике. Метод аналогии моделирования, как объект и средство познания, способствует в обучении физике повышению качества знаний и снижению психологической нагрузки на учащихся.
В работе авторами предлагаются разработанные компьютерные модели для обучения физике.
Эффективность метода аналогии и моделирования, основанного на развитии творческих способностей и формулирующего деловые навыки учащихся, экспериментально проверен и представлены результаты.
Применение аналогии и моделирования в школьном курсе физики, как метода учебного познания, является одной из основных задач физического образования в школе. Данный метод дает возможность формирования правильных представлений о современной научной картине мира, научного мировоззрения, творческого мышления обучающихся, проведения научных исследований физических явлений, процессов, объектов. Цель статьи-рассмотреть, изучить методы научного познания в преподавании курса физики в школе: применение аналогии и моделирования.
В статье подробно рассматривается методологическая основа интегрированного изучения гидронимов (названий водных объектов) с общественно-естественными дисциплинами. Поскольку область топонимики по сравнению с другими областями лингвистики носит поликомплексный характер, тесно связана с естественнонаучными, гидрологическими, науками о земле, другими областями науки, актуальность интегрированного обучения гидронимам - одной из областей топонимики. В этом контексте значение передаваемых в междисциплинарной связи знаний, а не отдельных предметных знаний, определялось методологической основой и эффективностью интегрированного обучения гидронимов в образовательные программы бакалавриата «история», «География», «Биология», «Туризм и сервис», «Экология». Были предложены образцы заданий на совершенствование лингвокогнитивных знаний обучающихся относительно наименований воды, представление национального кода, лежащего в основе названий рек и озер, развитие навыков рассмотрения языка как символического выражения человеческого опыта. Были изучены гидронимы, которые легли в основу некоторых названий населенных пунктов, обобщена информация, имеющаяся в настоящее время. Кроме того, в статье было всесторонне рассмотрено значение изучения гидронимического индикатора-терминов как культурного, исторического, географического кода, а не только как языковой единицы, и то, что в познании природы гидронимов выделяется познавательная, познавательная функция языка.
В качестве методов исследования использовались методы анализа, синтеза, ассоциативного эксперимента, семантической карты, когнитивного анализа. Научная значимость исследовательской работы заключается в рассмотрении методологической основы обучения гидронимов междисциплинарному характеру, практическая значимость заключается в том, что гидронимы находятся в контакте с другими областями науки, носят поликомплексный характер.
В статье рассматриваются ключевые подходы и принципы формирования геймифицированной образовательной среды в школах Казахстана. Цель статьи-представить концепцию с учетом культурного и образовательного контекста Казахстана. Широкое использование цифровых технологий и мультимедийного контента изменяет способы взаимодействия учащихся с информацией и требует адаптации традиционных методов обучения. В этих условиях актуализируется внедрение игровых элементов как инструмента повышения мотивации и учебной активности школьников. Особое внимание уделяется вопросам безопасности при использовании геймификации, включая психологическое благополучие и кибербезопасность. Авторы предлагают классификацию игровых механизмов по критериям эффективности и безопасности, подчёркивая важность их культурной и педагогической адаптации. Представленная концепция направлена на создание качественной и безопасной образовательной среды и сопровождается практическими рекомендациями для педагогов.
Научная статья посвящена исследованию значимости эффективного интеграционного обучения в процессе модернизации высшего образования для развития профессионального мастерства и компетенций будущего педагога в области художественного образования в рамках академически установленных сроков обучения. Цель исследования повышение эффективности процесса интеграционного обучения в художественном образовании, определение его содержания и механизмов, а также выявление факторов, препятствующих его реализации. В процессе интеграционного обучения выявляются способности преподавателей к сотрудничеству, умению интегрировать учебные программы, применять эффективные методы в педагогическом процессе, а также устанавливаются основные барьеры в вопросах получения взаимной поддержки со стороны руководства и коллектива при системной организации данного процесса.
Исследование основано на теоретическом анализе, синтезе, дедукции и индукции с использованием научной литературы, диссертаций и статей, отобранных из журналов по ключевым словам, связанным с темой. В рамках педагогического научного эмпирического метода был проведён опрос преподавателей специальности «Художественное образование» по вопросам интеграционного обучения, а также проведён анализ результатов эксперимента. Сравнительный анализ результатов анкетирования и выводов из научных работ показал, что в процессе интеграционного обучения основными проблемами являются: недоверие преподавателей, неполное понимание методов интеграции, неспособность отказаться от традиционного преподавания академических дисциплин, а также общие барьеры в междисциплинарном сотрудничестве и коллективной работе. Статья направлена на определение эффективности процесса интеграционного обучения в художественном образовании и условий, необходимых для его реализации.
В данной статье рассматриваются возможности и тенденции использования технологий искусственного интеллекта (ИИ) в практике преподавания иностранных языков в образовательных организациях. Особое внимание уделяется таким инструментам ИИ, как интеллектуальные системы обучения, чат-боты, автоматическая проверка письменных заданий, создание упражнений и голосовых заданий. Анализируются преимущества использования ИИ для персонализации обучения, повышения мотивации учащихся и оптимизации работы учителя. Рассматриваются перспективы интеграции ИИ в образовательный процесс, а также потенциальные трудности, такие как технологическая зависимость, этические вопросы и необходимость цифровой грамотности учителей. В работе подчеркивается актуальность внедрения ИИ как средства повышения эффективности обучения иностранным языкам в условиях современной цифровой школы, также подчеркивается, что при правильной интеграции ИИ может стать мощным инструментом для повышения эффективности, точности и инноваций в различных областях. Теоретическая основа педагогики в контексте образования пока ещё недостаточно глубоко исследовала модель взаимодействия между человеком и машиной. В этой связи рассматриваются вопросы появления новых ролей для учителя, изменений в процедурах планирования уроков, группового контроля и индивидуальной поддержки, а также то, как происходит совместное принятие решений между человеком и искусственным интеллектом.
ЭКОНОМИКА
Статья посвящена исследованию методов адаптации аграрного сектора Казахстана к принципам зеленой экономики, что актуально в контексте глобальных экологических вызовов и стремления страны к устойчивому развитию. Рассматриваются такие ключевые проблемы, как деградация земель, нехватка воды и изменение климата, которые оказывают негативное влияние на продуктивность сельского хозяйства. Исследование направлено на разработку комплексного подхода к переходу аграрного сектора на принципы зеленой экономики с учетом специфики Казахстана. Для этой цели были использованы статистический анализ, сравнительный анализ международного опыта и экспертные оценки.
Целью данной статьи является разработка комплексного подхода к адаптации сельскохозяйственного сектора Казахстана к принципам зеленой экономики. Это включает в себя:
- внедрение экологически чистых технологий;
- рациональное использование водных и земельных ресурсов;
- увеличение доли органического земледелия;
- создание экономически и экологически устойчивой модели развития с учетом региональных особенностей Казахстана.
В результате исследования были выявлены основные барьеры, в том числе недостаток финансирования, слабая координация между государственными органами и низкий уровень цифровизации сельского хозяйства. На основе проведенного анализа предлагаются практические рекомендации, такие как внедрение технологий точного земледелия, развитие органического сельского хозяйства, использование возобновляемых источников энергии и совершенствование законодательной базы.
Научная новизна заключается в разработке комплексных мер по интеграции инновационных технологий и устойчивых практик в сельскохозяйственный сектор с учетом региональных особенностей и климатических условий Казахстана. Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные методы и рекомендации могут быть использованы государственными органами, сельскохозяйственными предприятиями и фермерами для повышения эффективности сельского хозяйства и минимизации воздействия на окружающую среду. Результаты исследования также могут быть полезны при формировании национальной политики в области устойчивого развития.
В статье рассматриваются методы и подходы к адаптации сельскохозяйственного сектора Казахстана к зеленой экономике. Выделяются ключевые барьеры и риски, связанные с внедрением устойчивых практик: экономические ограничения, нехватка квалифицированного персонала, изменение климата и несовершенство законодательной базы. Анализ показал, что внедрение технологических инноваций, переход к органическому земледелию и разработка финансовых инструментов могут значительно улучшить экологические, экономические и социальные показатели аграрного сектора.
Современные климатические изменения и глобальные экономические вызовы ставят перед агропромышленным комплексом Казахстана задачу модернизации. В условиях растущего мирового спроса на продовольствие и возрастающих экологических рисков устойчивое развитие сельского хозяйства становится стратегически важным.
Целью исследования является выявление ключевых элементов стратегии модернизации агропромышленного комплекса, направленной на адаптацию к изменению климата и преодоление экономических вызовов.
Исследование основано на анализе статистических данных, научных публикаций и примеров успешных практик из международного опыта. В рамках работы были выявлены основные проблемы агропромышленного комплекса Казахстана, включая деградацию почв, снижение урожайности, дефицит воды и высокую зависимость от климатических условий. В то же время были проанализированы внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие отрасли, такие как нестабильность цен на мировых рынках, ограниченный доступ к финансированию и необходимость цифровой трансформации.
Результаты исследования показывают, что эффективная стратегия модернизации должна включать следующие ключевые направления:
- Внедрение устойчивых технологий: переход к системам точного земледелия, использование энерго и водосберегающих технологий, развитие органического сельского хозяйства.
- Цифровизация отрасли: создание платформ для мониторинга и управления сельскохозяйственным производством, использование беспилотных летательных аппаратов, спутниковых данных и Интернета вещей для повышения точности операций.
- Усиление государственной поддержки: разработка стимулов для фермеров и предприятий, внедряющих экологически чистые технологии, включая налоговые льготы и субсидии.
- Развитие инфраструктуры переработки и хранения, которая обеспечит снижение потерь урожая и увеличение экспортного потенциала.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексного подхода к модернизации сельского хозяйства, который сочетает в себе технологические инновации, адаптацию к изменению климата и экономическую устойчивость.
В современных условиях необходимость развития промышленного производства усиливается. Казахстану как малой экономике с большими запасами сырья необходимо дальнейшее проведение структурных преобразований в части увеличения доли обрабатывающей промышленности, чтобы побороть «голландскую болезнь». Это важно для решения проблемы зависимости развития казахстанского общества от колебаний мировых цен на минеральные ресурсы, в том числе, нефть. Поэтому проблема достижения устойчивого экономического роста за счет обеспечения опережающих темпов производства в обрабатывающей промышленности, повсеместного использования новых технологий, динамичного роста наукоемких производств актуальна по сей день. Происходящие при этом структурные изменения способствуют развитию не только экономики, но и всех сфер общественной жизни.
Цель статьи – рассмотреть место и проанализировать состояние обрабатывающей промышленности Казахстана в структурных процессах 2018-2023 гг. В статье авторами анализируется место обрабатывающей промышленности в процессах структурных преобразований экономики Казахстана за период 2018-2023 гг. Для анализа использовались имеющиеся официальные статистические данные.
Анализ показал, что доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости выросла, что повлияло на структуру промышленности и экономики в целом, также изменилась внутренняя структура данного сектора в пользу роста удельного веса машиностроения. Эти изменения можно считать позитивными. По мнению авторов, мотивирующим фактором для дальнейших изменений будут более высокие уровни рентабельности и рост производительности труда. Однако исследование показывает, что такие показатели, как рентабельность и производительность, все еще более высоки в добывающем секторе, что является сдерживающим фактором структурных изменений.
Цифровизация трудовых отношений становится ключевым фактором достижения гендерного равенства в Казахстане. В статье рассматриваются возможности интеграции цифровых технологий в сферу труда как средства снижения гендерного неравенства. Целью исследования является анализ влияния цифровизации на улучшение условий труда, расширение возможностей для женщин и устранение дискриминационных барьеров на рынке труда. В работе использованы методы анализа статистических данных, а также изучения международного опыта внедрения цифровых решений в сферу труда.
Результаты исследования показывают, что цифровизация способствует повышению доступности удаленной работы, гибкости графика работы и равного доступа к образовательным и карьерным ресурсам как для женщин, так и для мужчин. Особое внимание уделяется роли цифровых платформ в преодолении традиционных стереотипов и создании инклюзивной рабочей среды. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по внедрению цифровых технологий, направленных на обеспечение гендерного равенства для государственных органов и бизнеса.
Статья вносит вклад в теоретическое понимание роли цифровизации в трансформации трудовых отношений и предлагает конкретные шаги для реализации гендерно-ориентированной политики в Казахстане. В исследовании приняли участие специалисты в области трудовых отношений, гендерных исследований и цифровой экономики, а также лица, принимающие решения в области социальной и трудовой политики.
Цель исследования - оценить бизнес в сфере подготовительного обучения английскому языку в Астане, выявить проблемы и дать рекомендации по дальнейшему улучшению. Для этой цели были использованы методы контент-анализа опубликованных статей по данной теме и изучение конкретных примеров частного образования. В ходе подготовки данного исследования мы столкнулись с отсутствием исследований экономических аспектов рынка частного репетиторства в Казахстане.
Полученные данные: эффективность изучения английского языка в частных школах по сравнению с государственными противоречива, но стала популярной темой для исследований. Например, в 2023 году в столице Казахстана Астане работала 151 языковая школа. Наиболее успешные из них имеют от 4–6 филиалов в одном городе или внутри страны.
При оптимальном количестве учащихся в группах содержание и методы преподавания стали более разнообразными, а привлекательный, поддерживающий и дружелюбный стиль преподавания и общения позволяют частным английским учебным заведениям быть более продуктивными в преподавании английского языка, чем государственным школам. Наши рекомендации для государственных языковых школ подразделяются на административные и педагогические улучшения. Административные меры включают в себя меры, принимаемые руководством, и они касаются организации занятий, создания благоприятной среды, расписания, встреч, обучения, маркетинга и т. д. Педагогические мероприятия включают разработку учебной программы, учебных планов, технологий, оценок и обратной связи.
В данной статье рассматривается функционирование и развитие транспортно-логистической системы Республики Казахстан в период 2019-2024 годов. Исследование основано на статистических данных, сравнительном анализе с международной практикой, экспертных оценках и картографической визуализации основных коридоров. Такой многометодный подход позволил оценить как количественные показатели, так и качественные преобразования в отрасли. Анализ показывает, что Казахстан занимает стратегически выгодное положение на перекрестке евразийских торговых потоков, что предопределяет его роль ключевого транзитного узла. В период с 2019 по 2024 год объемы транзитных перевозок значительно возросли, особенно по коридору Китай–Европа, что подтверждает растущую значимость страны в международных логистических сетях. В то же время распределение грузовых перевозок по видам транспорта остается относительно стабильным, при этом преобладают железнодорожный и автомобильный транспорт.
Инвестиционная активность резко возросла в 2023-2024 годах, при этом средства в основном были направлены на модернизацию железнодорожной и автодорожной инфраструктуры. Однако уровень финансирования цифровых решений и экологических инноваций оставался скромным. Этот дисбаланс создает долгосрочные риски, поскольку глобальные тенденции в области логистики все в большей степени определяются "зеленой" трансформацией и цифровыми платформами. Были запущены пилотные проекты в области мультимодальных и экологически чистых перевозок, но их масштаб по-прежнему недостаточен для обеспечения системных изменений.
Исследование также выявило ключевые структурные ограничения: износ инфраструктуры, нехватку квалифицированных специалистов, неразвитость логистических центров и недостаточную цифровизацию. Эти факторы снижают конкурентоспособность Казахстана по сравнению с ведущими транзитными экономиками.
Новизна данного исследования заключается в увязке динамики инвестиций, цифровизации и экологических приоритетов в рамках единой аналитической базы, что позволяет определить потенциальные стратегии устойчивого отраслевого развития. Практическая значимость полученных результатов заключается в их применимости к разработке политики и бизнес-стратегий, включая диверсификацию коридоров, сбалансированное распределение видов грузовых перевозок и целенаправленное продвижение цифровой и экологически чистой логистики.
В данной статье рассматриваются барьеры взаимодействия между университетами и бизнесом, возникающие из-за изменений в их институциональных средах. Особое внимание уделяется институциональным пустотам, последовательному эффективному сотрудничеству, трансферу знаний, коммерциализации научных разработок и развитию инновационной экосистемы, а также проблемам финансирования сотрудничества науки и бизнеса.
Целью статьи является изучение и анализ барьеров, возникающих в процессе взаимодействия университетов и бизнеса, которые обуславливают различия в их институциональных отношениях. Проанализированы ключевые факторы, такие как различия в управленческих подходах, особенности корпоративной культуры, мотивационные рекомендации и стратегические приоритеты. Рассмотрены современные модели взаимодействия университетов и бизнеса, включая механизмы передачи знаний, совместные исследовательские проекты, программы стажировок и способы коммерциализации научных разработок. Определены основные барьеры, препятствующие эффективному сотрудничеству, среди которых отсутствие регулирования, слабая информированность о возможностях партнерства и различия в организационных структурах. Исследование направлено на принятие мер по устранению этих барьеров и создание более эффективного сотрудничества между академическим сообществом и бизнес-средой.
В результате проведенного исследования предложены практические рекомендации по устранению институциональных разрывов, включая совершенствование нормативно-правовой базы, развитие партнерских моделей, стимулирование межсекторного взаимодействия и внедрение цифровых решений. Ожидается, что данные меры позволят повысить эффективность сотрудничества между университетами и бизнесом, способствуя развитию науки, образованию и инновационной экономики.
В условиях глобализации и стремительного технологического прогресса мировой рынок технологий становится ключевым элементом экономических отношений между странами.
В статье представлены основные показатели рынка, такие как объем инвестиций в научные разработки, патентная активность, а также динамика торговли высокотехнологичными товарами. Особое внимание уделяется факторам, способствующим росту и изменениям в технологическом секторе, включая изменения в предпочтениях потребителей, развитие инфраструктуры и государственное регулирование. Исследование направлено на выявление основных трендов и вызовов, стоящих перед мировым рынком технологий, а также на выработку предложений для участников рынка. За последнее десятилетие мировой рынок высоких технологий развивался очень быстрыми темпами. Это особенно интересует исследователей. Это также имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности страны на высокотехнологичных рынках, чтобы вывести национальную экономику на новый уровень и повысить конкурентоспособность как для частных фирм, так и для национальной экономики в целом.
Основная цель статьи - изучить сущность и структуру мирового рынка технологий, проанализировать основные показатели, отражающие состояние и динамику развития рынка, определить основные тенденции и перспективы развития мирового рынка технологий, а также дать рекомендации по оптимизации функционирования страны для повышения ее конкурентоспособности на международной арене.
Целью статьи является оценка уровня доступности банковских ипотечных продуктов для физических лиц в различных регионах Республики Казахстан. Результаты исследования показали, что при использовании официальных статистических данных о среднем уровне заработной платы в ряде регионов жилье по ипотечным условиям условно доступно. Однако фактические данные свидетельствуют о том, что около 90% ипотечных продуктов остаются недоступными для большинства населения. Основные причины этой ситуации включают высокие процентные ставки, крупный первоначальный взнос, сложность подтверждения доходов и социально-экономическое неравенство между регионами.
Результаты исследования представляют как теоретическую, так и практическую основу для разработки мер, направленных на совершенствование жилищной политики и повышение доступности ипотечного кредитования. В качестве рекомендаций предлагается рассмотреть механизмы субсидирования процентных ставок, снижение первоначального взноса и упрощение требований к подтверждению доходов.
В исследовании использованы методы сравнительного и количественного анализа. Были рассчитаны ключевые показатели, такие как соотношение цены жилья к доходу (PIR), доля ипотечного платежа в доходе семьи (MPI) и индекс доступности жилья (HAI). Ограничениями исследования являются отсутствие учета неформальных доходов, теневой экономики, а также невозможность анализа ряда регионов (Абайская,
Жетысуская и Улытауская области).
Данное исследование направлено на проведение библиометрического анализа научных трудов для цифровизации в агропромышленном комплексе. На основе публикаций в базе данных Web of Science определены основные направления исследований, структура научного сотрудничества и приоритетные тренды посредством программы VosViewer. В ходе исследования были оценены взаимосвязь ключевых слов, кооперация между странами, а также публичная активность каждой страны по данной теме. Кроме того, были определены наиболее отсылочные журналы и авторы, проанализированы направления их исследования. Также был рассмотрен вклад казахстанских ученых в базу Web of Science и приведены ссылки на их труды.
Результаты исследования позволяют системно оценивать тенденции глобального и регионального научного развития в области цифровизации агропромышленного комплекса. Анализ показывает, что количество публикаций по теме внедрения цифровых технологий в агропромышленном комплексе за последнее десятилетие значительно возросло. Особенно в развитых странах научная активность находится на высоком уровне, в этой сфере ведутся интенсивные исследования. Вместе с тем в развивающихся странах, в том числе и в Казахстане, наблюдается рост исследований в этом направлении, однако уровень международной кооперации все еще ограничен. Библиометрический анализ показывает, что исследования для цифровизации агропромышленного комплекса сосредоточены в основном в направлении цифровых платформ, умных сельскохозяйственных систем и инновационных технологий.
Данное исследование будет способствовать пониманию научных основ цифровизации в агропромышленном комплексе и формированию стратегического развития отрасли. Полученные результаты могут способствовать определению основных научных центров, влиятельных исследователей и ведущих научных изданий в отрасли и служить важной теоретической и методической основой для будущих исследований. Кроме того, данная работа поможет принять научно обоснованные решения в совершенствовании цифровизации агропромышленного комплекса Казахстана. Исследование позволит глубже понять процессы цифровизации, оценить ее развитие и перспективные направления.
Целью исследования данной статьи является разработка методики оценки эффективности цифровизации на предприятиях агропромышленного комплекса на основе теоретических и методических подходов к анализу и оценке эффективности цифровизации. Объектом исследования являются процессы цифровизации на предприятиях агропромышленного комплекса. Основная задача цифровизации - эффективное использование ресурсов и снижение себестоимости продукции на основе научно обоснованных подходов, повышение ее качества и конкурентоспособности.
Этап цифровизации является законным продолжением этапов индустриализации, механизации и автоматизации экономики и происходит непосредственно с ними. В настоящее время министерство сельского хозяйства Республики Казахстан рассматривает только два основных направления цифровизации, которые либо имеют достаточно подготовленную техническую базу, либо требуют срочности. Также приводится обоснование невозможности полной цифровизации в основных отраслях сельского хозяйства. Научное исследование заключается в разработке методики оценки эффективности цифровизации агропромышленных предприятий, основанной на комплексном подходе, включающем применение статистических и экспертных оценок, расчет уровня цифровизации и индекса интегрального эффекта от внедрения цифровых технологий с учетом отраслевых особенностей компаний. Состоит в использовании разработанной методики для оценки развития направления исследования, отслеживания динамики его цифровизации и проведения сравнительного анализа с другими предприятиями отрасли. Экономическая и экологическая эффективность предложений - метод, предложенный автором для оценки эффективности на предприятиях агропромышленного комплекса, в том числе растениеводства, позволяет оценить рациональность использования ресурсов в процессе цифровой трансформации бизнес-процессов организаций.
В статье исследуются эффективные стратегические направления и механизмы реализации реализуемых мер по повышению качества человеческого капитала по Западному региону Казахстана и предлагаются выводы. Основная цель - определить особенности применения и эффективность системных мер, направленных на повышение качества человеческого капитала, с акцентом на взаимосвязь Казахстана с потенциалом социально–экономического развития и реального роста по Западному региону. Определение значимости использования концепции человеческого капитала как ресурса экономического развития в соответствии с целью исследования. Это позволяет показать систему конкретных прогнозных мер, анализируя основные направления важнейших системных мер в условиях формирования потенциала человеческих ресурсов. Вопрос исследования – определить роль системных мер по повышению качества человеческого капитала по регионам Западного региона Казахстана (в регионе Атырауской, Мангистауской, ЗКО и Актюбинской областей) в обеспечении социально-экономического развития и проанализировать, насколько регионы соответствуют требованиям устойчивого развития.
Повышение качества человеческого капитала - это направление, призванное содействовать людям для более масштабной и эффективной оперативной реализации с целью укрепления социальных способностей и обеспечения экономического роста. В этой связи стратегические приоритеты, отраженные в статье, объединяют ряд систематизированных мер по повышению качества человеческого капитала в Западном регионе Казахстана. В статье проведен SWOT-анализ состояния и потенциала развития концепции человеческого капитала по западным регионам Казахстана, по результатам которого определены приоритеты. Путем проведения анализа предлагается реализовать возможности формирования инновационных систем в исследовательских зонах. На этапе разработки статьи проанализировано состояние факторов формирования человеческого капитала по трем основным конкретным направлениям, определены конкретные шаги, отражающие основные стратегические направления в сфере образования, здравоохранения и социального развития. Статья носит преимущественно теоретический характер, однако касается и практических аспектов предложенной проблемы.
В условиях стремительной цифровизации образовательного процесса возникает разрыв в доступе к цифровым ресурсам и уровне вовлечённости студентов из городских и сельских территорий, что снижает качество обучения и требует оптимизации управленческих решений. Цель исследования — проанализировать и дать оценку влияния цифровизации на образовательные запросы и определение уровня цифровой вовлеченности студентов с учётом различных факторов. Объектом исследования выступает процесс цифровизации образовательной среды, предметом — образовательные предпочтения и цифровая активность студентов разных территориальных групп. В статье представлены результаты анкетного опроса 1263 респондентов (901 – городских и 362 – сельских) и их сравнительного анализа с использованием дескриптивной статистики и методов факторного анализа. Полученные данные показали, что сельские студенты чаще испытывают ограничения доступа к цифровым платформам и низкую мотивацию к онлайн‑обучению, тогда как городские демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности и гибкость в выборе форм обучения. Рекомендации исследования включают развитие инфраструктуры, повышение доступности цифровых инструментов и программы повышения цифровой компетентности студентов вне зависимости от места проживания. Полученные выводы могут быть использованы при разработке образовательных программ и управленческих стратегий на уровне вузов и муниципалитетов.
Актуальность темы исследования вызвана развитием мировой экономики, а также ее интернационализация вызывают необходимость государств интегрировать национальную экономику в международное хозяйство, в этой связи Казахстан нуждался в мировом рынке товаров и услуг и перед ним стояла задача вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО). Важность темы подтверждается тем, что за последнее десятилетие в Казахстане приняты и реализуются стратегические программы, направленные на развитие внешнеэкономического потенциала страны, интеграцию в мировую торговую систему и максимальное использование преимуществ членства в ВТО. Так, в Национальном плане развития до 2025 года и Концепции внешней политики РК на 2020–2030 годы подчеркнуто значение углубления внешнеэкономических связей, снятия торговых барьеров, а также обеспечения эффективного функционирования международной торговой системы на принципах ВТО. Предметом исследования является процесс вступления РК в ВТО.
Цель статьи - анализ деятельности Республики Казахстан в ВТО, выявление экономических и социальных последствий, оценка возможностей, которые предоставляет данная организация государствам, вступившим в нее.
ПРАВО
Настоящее исследование представляет собой комплексный анализ процессов цифровой трансформации гражданско-правовой инфраструктуры в постсоветских государствах с акцентом на проблематику внедрения технологии смафірт-контрактов и сопутствующие законодательные вызовы. В работе проводится глубокое изучение существующих правовых рамок, выявляются системные регуляторные пробелы и формулируются обоснованные предложения по адаптации традиционных гражданско-правовых механизмов к требованиям современной цифровой реальности. Целью статьи является проведение комплексного научного анализа процессов технологической модернизации гражданско-правовой инфраструктуры в постсоветских государствах через призму внедрения технологии смарт-контрактов, выявление ключевых проблем правового регулирования и разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства. Методология исследования базируется на комплексном анализе действующего законодательства, изучении правоприменительной практики и проведении сравнительно-правовых исследований, что позволяет внести существенный вклад в понимание эволюции классических гражданско-правовых институтов в условиях глобальной цифровизации. Результаты исследования демонстрируют значительную дифференциацию в степени готовности правовых систем постсоветских государств к интеграции цифровых технологий, раскрывают фундаментальные проблемы правового регулирования смарт-контрактов и обосновывают практические рекомендации по модернизации законодательства. Научная новизна работы заключается в выявлении закономерностей трансформации гражданско-правовых отношений под влиянием цифровых технологий и разработке концептуальных подходов к гармонизации правового регулирования в рамках постсоветского пространства.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с регулированием правоотношений климатических (экологических) мигрантов, экологических беженцев и вынужденно переселившихся граждан в международном и национальном законодательствах, а также современные тенденции, связанные с оставлением мест постоянного проживания вследствие ухудшения экологической ситуации.
Целью исследования является совершенствование норм международного и национального права, регулирующих права климатических (экологических) мигрантов, экологических беженцев и вынужденно переселившихся граждан в международном и национальном законодательствах. Существующее состояние международного и национального законодательства не отвечает современным вызовам, стоящим перед человечеством, и не дает четкого определения понятиям, связанным с климатическими мигрантами. Нормы международного законодательства значительно устарели, так как в период принятия действующей редакции перед мировым сообществом стояли проблемы военного характера. Между тем мир и его проблемы за последние несколько десятилетий сильно изменились. Следовательно, возникла необходимость в нормативном регулировании, отвечающем современным трендам и вызовам.
Результаты исследования позволили определить проблемы в международном и национальном законодательствах, связанные с климатическими (экологических) мигрантами, экологическими беженцами и вынужденно переселившимися гражданами. Подготовлены проект международного договора о климатических мигрантах и изменения в Закон Республики Казахстан «О беженцах» и Закон Республики Казахстан «О миграции населения». Обобщена имеющаяся статистическая информация об основных регионах мира и Республики Казахстан, подверженных наибольшей миграции населения в связи с ухудшением экологических условий, не пригодных для нормальной жизнедеятельности человека.
Статья направлена на изучение института условно-досрочного освобождения в уголовном законодательстве стран, входящих в СНГ, а также иных зарубежных государств. Объектом исследования в научной статье выступает институт условно-досрочного освобождения, в связи с чем предметом исследования выступает правовое обеспечение данного института по законодательству в государствах, входящих в состав СНГ, а также бывших в составе Советского Союза и имеющих с Казахстаном общие исторические корни развития права. Цель статьи – провести анализ института условно-досрочного освобождения в уголовном законодательстве, выявить его общие и специфические черты, а также выработать научно обоснованные предложения по совершенствованию правового регулирования условно-досрочного освобождения в Республике Казахстан. В работе представлены мнения ученых относительно содержания изучаемого института. При этом авторы работы соглашаются с мнением относительно мотивационного, поощрительного характера применения института, нежели рассмотрения его в качестве условной меры, санкции либо следствия действия принципа гуманизма. Институт условно-досрочного освобождения является актуальным средством воздействия на лиц, в отношении которых применяется мера уголовного наказания. Он стимулирует осужденных на осуществление правомерного поведения, соблюдения общественного порядка и режима исправительного учреждения. Особенности законодательного опыта рассмотренных стран позволяют выявить общие с законодательством Республики Казахстан характерные признаки в части материальных и формальных оснований применения института условно-досрочного освобождения, а также субъектов, имеющих возможность подать ходатайство в судебный орган для отбытия срока, назначенного приговором суда, в досрочном порядке. В некоторых странах особое внимание уделяется лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста. В данном отношении определяется формальное основание для вынесения судебного акта об отбытии уголовного наказания досрочно как отношение самого осужденного к учебе, учебная дисциплина. Уголовное законодательство определенных государств отличается тем, что имеет существенные ограничения в отношении субъектов, кому устанавливает возможность окончания назначенного приговором суда срока досрочно: осужденные за преступления небольшой тяжести и имеющие правомерное поведение за время фактического отбывания срока. Научная работа содержит рекомендации на основе анализа законодательного опыта рассмотренных стран для совершенствования правового регулирования применения института условно-досрочного освобождения в Республике Казахстан. В процессе написания статьи были применены такие методы, как метод сравнительного права, логический и общенаучный.
В статье анализируется правовое обеспечение государственной кадровой политики и системы государственной службы в Казахстане. Цель статьи – осуществить комплексный правовой и институциональный анализ государственной кадровой политики и системы государственной службы в Республике Казахстан, выявить ключевые проблемы её функционирования, оценить соответствие нормативно-правовой базы современным конституционным принципам и международному опыту, а также разработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию государственной службы и повышению её эффективности. Подчёркивается, что формирование обновлённого кадрового состава – необходимое условие для укрепления управления молодого государства. Конституционные принципы правового, демократического, светского и социального государства требуют повышения качества государственной службы. Авторы выявляют дефицит профильных сотрудников в региональных отделах, отмечают частую смену кадров из-за низкой оплаты труда, особенно в центральных органах. Обсуждается отсутствие оценки качества работы госслужащих и разрыв между результатами труда и системами материальной, карьерной и моральной мотивации. Дается законодательное определение «государственного служащего» и анализируется разделение государственных должностей на политические и административные. Рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных учёных (Старилов Ю.Н., Дуйсенов Э.Э., Турисбек З.З., Манохин В.М. и др.) к пониманию понятий «государственная должность» и «госслужащий». В статье также рассмотрены нормативно-правовые основы государственной службы, классификация государственных должностей, кадровая политика, а также пути совершенствования государственной службы с учетом зарубежного опыта. Результаты исследования позволяют оценить современное состояние системы государственной службы и дать конкретные рекомендации по ее реформированию. Работа базируется на комплексном анализе, включая социологию, сравнительное правоведение и статистику. В заключении сформулированы предложения: совершенствование нормативной базы, внедрение системы талант-менеджмента, усиление борьбы с коррупцией, развитие механизмов правовой и социальной поддержки госслужащих, поддержка профессионального роста и удержание квалифицированных кадров в государственном аппарате.
В статье проводится анализ категориального аппарата миграционной проблематики в связи с отсутствием в научной литературе единства в понимании терминов «миграция» и «мигрант». Авторы рассматривают данные понятия через анализ различных подходов, сформулированных в разных областях науки. Такая ситуация, по мнению авторов, сложилась ввиду широкой сферы применения данных категорий и различных подходов к их исследованию. Необходимость уделения большого внимания категориальному аппарату связана с тем, что современные исследования определяют миграцию как один из глобальных вызовов современности, который перед собой ставит задачу разработки инновационных методов и технологий воздействия на сопровождающие её позитивные и негативные факторы, что делает необходимой выработку точных и лаконичных определений, конкретно отражающих правовые аспекты регулируемых правоотношений. В рамках данной статьи основной целью выступает анализ миграционной проблематики для определения направлений, требующих своего улучшения. Наряду с этим авторы дальнейшее развитие миграционного законодательства связывают с формированием единого нормативного акта для всех норм, регламентирующих миграционный процесс через принятие Миграционного кодекса, который должен систематизировать законодательство в данной сфере. Результатом данного исследования являются сделанные авторами отдельные рекомендации, которые направлены на совершенствование норм в данной области.
Вопрос увеличения участия женщин в системе высшего образования в Республике Казахстан и других странах остается актуальным. Не менее важным является участие женщин в принятии ключевых решений в университетах по всей стране. В данной статье рассматриваются уникальные организационные способности женщин, которые привели к значительным успехам и возможности получения выгоды в учреждениях и компаниях, которыми они руководят. Определение решений этих вопросов имеет первостепенное значение. Одним из ключевых подходов к укреплению роли женщин в казахстанском обществе и системе высшего образования является повышение их политической активности, участия в политических партиях и женских организациях, а также в выборах. Этот путь часто открывает женщинам дорогу к руководящим должностям, особенно в высшем образовании. Защита их прав через казахстанское законодательство и международные конвенции по гендерным вопросам является еще одним эффективным методом расширения прав и возможностей женщин в системе высшего образования Казахстана и за его пределами. Поддержка со стороны государственных органов, таких как Парламент, Правительство, министерства (включая Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан), Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан и профсоюзных организаций, может помочь женщинам защитить свои права, включая право занимать руководящие должности.
В данной статье рассматриваются особенности деятельности военной прокуратуры по расследованию преступлений в период Великой Отечественной войны. В условиях фронтовой обстановки, ограниченного времени и ресурсов, военные прокуроры выполняли не только надзорные, но и следственные функции, действуя в тесном взаимодействии с командованием, органами контрразведки и военными трибуналами.
Цель статьи - исследовать особенности реализации следственных и надзорных функций военной прокуратуры в условиях Великой Отечественной войны, определить специфику фронтового следствия и правоприменительной практики в экстремальных условиях, а также раскрыть значение исторического опыта военной прокуратуры для эволюции отечественной правовой системы и института следствия. На основе архивных данных и современных научных источников рассматриваются реальные условия, в которых велись расследования: боевые действия, дефицит кадров, отсутствие стандартных процессуальных возможностей. Особое внимание уделяется методике документирования преступлений, взаимодействию с командованием, органами контрразведки и медицинской службой. Также затронуты проблемы квалификации деяний, доказательственной базы и специфики фронтового следствия. Через призму исторического опыта раскрывается вклад военной прокуратуры в развитие послевоенной правовой системы и института следствия в чрезвычайных условиях. Исследование освещает специфику фронтового следствия, включая проблемы сбора доказательств, оперативности процессуальных решений и ограниченности возможностей правовой защиты обвиняемых.
Отдельное внимание уделяется таким видам правонарушений, как дезертирство, мародёрство. Авторы анализируют нормативную базу, архивные материалы и историко-правовую литературу, что позволяет объективно оценить вклад военной прокуратуры в обеспечение дисциплины, законности и устойчивости военной машины СССР. Работа подчеркивает, что даже в условиях войны следственная функция сохраняла черты правового контроля, что сыграло значимую роль в укреплении военной дисциплины и государственности.
Формирование эффективного механизма реализации прав и свобод человека и гражданина входит в число основных принципов правовой политики государства. В этой связи некоторые вопросы выборного законодательства, в частности, относительно законодательного закрепления и применения ограничений в избирательных правах граждан не теряют своей актуальности. Целью работы выступает исследование и анализ обоснованности ограничений в избирательных правах, а также определения пределов данных ограничений. Становится актуальным утверждение о целесообразности ограничения прав одних лиц для обеспечения прав других относительно защиты прав, обеспечения безопасности последних. Рассматриваются мнения ученых по исследуемому вопросу в части возможности и целесообразности применения ограничений, а также имеющие критичный к таким запретам характер. Анализ международного опыта стран позволяет определить различные подходы к ограничениям активного и пассивного права, свидетельствующие о разных приемах и методах регулирования правоотношений в странах, имеющих общие исторические корни. Кроме того, изучено и проанализировано содержание Закона «О выборах» с внесенными в него изменениями и дополнениями, в том числе относительно проекта Конституционного закона о внесении изменений и дополнений к нему, который уже вынесен на публичное обсуждение. Даны рекомендации относительно введения ограничений в избирательные права граждан и защиты прав и законных интересов человека и гражданина.
В работе поднимаются актуальные вопросы начала досудебного расследования в Республике Казахстан, не разрешенные обновлённым Уголовно-процессуальным кодексом РК 2014 года (далее - УПК РК) и тем самым породившие системные проблемы правоприменения. Цель статьи – провести комплексное исследование проблем начального этапа досудебного расследования в уголовном процессе Республики Казахстан, выявить их теоретико-правовую природу и системные противоречия, обусловленные положениями УПК РК 2014 года, а также обосновать необходимость концептуального переосмысления и совершенствования нормативной базы досудебного производства. Авторы обращались к универсальным и юридическим методам научных исследований, инструментам прикладной аналитики. Достигнутые результаты выражаются в том, что ими рассматриваются не только пробелы, коллизии либо недостаточная эффективность действующих законодательных новелл, но и вносятся предложения по их устранению в рамках стоящих перед данной стадией задач. Авторы полагают, что после внесения последних новелл в уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан вновь изменилось стадийное построение отечественного судопроизводства. Авторы приходят к выводу, что досудебное производство следует рассматривать как целостную стадию, которая включает три ключевых этапа: инициирование досудебного расследования, выполнение процессуальных действий в рамках дознания и предварительного следствия, а также завершение досудебного этапа. Учитывая это, авторы также исследуют возможность разработки системы и дифференциации оснований для начала досудебного расследования, а также внедрение новых механизмов их проверки, принимая во внимание специфические особенности родовой подследственности зафиксированных уголовных нарушений.
Исследование поставленных в научной статье вопросов теоретического и прикладного характера привели авторов статьи к выводу о том, что для разрешения обозначенных в статье проблем необходимо внесение ряда изменений и дополнений в действующую редакцию некоторых норм УПК РК, регламентирующих начальный этап досудебного расследования.
ISSN 2790-332X (Online)